Цель урока:
- выяснить, какую роль играет цвет в создании художественного образа;
- познакомить учащихся с теплыми цветами и холодными цветами;
- учить использовать нужный цвет для создания образа;
- прививать эстетический вкус, выяснить, как цвет влияет на настроение;
- развивать образное мышление, пространственное восприятие.
Оборудование: Картина Поля Гогена "Прибрежные скалы", свеча, емкость с холодной водой, таблицы с теплыми и холодными цветами, картины с изображением солнца и потока воды.
Для прослушивания: "Детский альбом" П.И. Чайковского.
Для практической работы: заготовки с изображением бабочек, гуашь, палитра.
Ход урока
1. Введение в проблему:
Эксперимент.
Учитель зажигает свечу.
- Какие цвета можно увидеть в свете горящей свечи? (красный, оранжевый, желтый, коричневый и их оттенки)
2. Учитель предлагает нескольким учащимся поднести руку к свече.
-Что вы чувствуете? Как вы думаете, как могут называться цвета, составляющие оттенки огня?
- Вспомните, как можно охладиться в жаркий летний день?
- Купание в воде вас остудит?
Учитель предлагает подставить руку под поток воды.
- Что вы ощутили?
- Какие оттенки воды вы помните? (Синий, зеленый, черный, фиолетовый, белый.)
3. Работа по учебнику.
Ученики зачитывают текст на стр. 87
-Ребята, у меня есть несколько цветов, давайте распределим их на две группы:
ТЕПЛЫЕ | ХОЛОДНЫЕ |
КРАСНЫЙ | СИНИЙ |
ОРАНЖЕВЫЙ | ЗЕЛЕНЫЙ |
ЖЕЛТЫЙ | ЧЕРНЫЙ |
КОРИЧНЕВЫЙ | БЕЛЫЙ |
И ИХ ОТТЕНКИ. |
- Что можно зарисовать под первой группой цветов, а под второй? (1- огонь, 2- поток воды)
4. Вопросы для обобщения:
- Какие из перечисленных цветов являются чистыми, а какие - смешанными?
- Какие переживания рождает у вас холод? Тепло?
- Когда вы чувствуете себя лучше: в теплое время года или в холодное?
- В жизни мы можем встретить только холодные или только теплые цвета?
- Приведите примеры, когда холодные цвета соседствуют с теплыми.
5. Слушание музыки.
- Ребята я вам предлагаю для прослушивания несколько отрывков произведений из "Детского альбома" П. И. Чайковского ("Старинная французская песенка", "Немецкая песенка" "Неаполитанская песенка")
- В каком музыкальном ладу написаны эти произведения? (Мажорный и минорный лад)
- Какому настроению они соответствуют?
- Вывод: мажорному ладу по настроению соответствуют теплые, радостные цвета, минорному - холодные, романтические, спокойные, тоскливые, печальные.
- Рассмотрим картину П. Гогена "Прибрежные скалы"
- Какой день - пасмурный или солнечный - изображен на картине?
- Определите по палитре, какие цвета использовал художник?
- Какой образ - мажорный или минорный - соответствует ее колориту?
- Колорит относится к живописи, лад - к музыке. По настроению, по образу два понятия могут быть объединены, подобно тому, как в волшебном фонаре существует звук и цвет, теплое ощущение и холодное, художественный образ радости и печали.
6. Практическая работа.
- Ребята рассмотрите на стр. 89 примеры детских работ. Мы с вами постараемся с помощью цвета создать образы разных бабочек. Для создания образа используйте: I ряд - теплые цвета, II - холодные цвета, III - теплые и холодные цвета. Учащиеся получают уже готовых бабочек или рисуют их самостоятельно.
Готовые работы ребят анализируем.
- Посмотрите, какие прекрасные работы у нас получились.
- В природе и в творчестве на фоне холодных цветов, теплые становятся еще более ярче и радостнее.
7. Обобщение.
- О чем может рассказать цвет?
- Какие эмоции он у вас вызывает?
- Как цвет связан с образом?
- Спасибо всем за работу.
Организовываем выставку работ для учащихся других классов и родителей.
(Смотри приложение)