Цели и задачи:
- закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях русской народной культуры, национальных традициях, проявляющихся в конструкции и декоре жилища, одежды и предметов быта.
- развивать творческую активность, художественный вкус;
- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей учеников;
- воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
Оборудование и материалы: большой лист картона, обклеенный детьми, зелёной бумагой, клей, ножницы, заготовки изб, фигуры мужчин и женщин в народных костюмах.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Предварительная работа на протяжении четверти ученики на уроках ИЗО знакомились и выполняли модели русской избы из бумаги, фигуры девушек и парней в национальных костюмах изготовленных из ткани.
Тип урока: Обобщающий, интегрированный.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
II. Содержание урока
1. Вступительное слово учителя
Учитель. На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне, жившие в деревнях. Народный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда — одна из важнейших частей культуры.
2. Планирование работы
Сегодня мы обобщим все знания о русской избе, о русском народном костюме, традициях и выполним панно “Праздник в русской деревни”. Используя, ваши заготовки вы будете выходить к доске отвечать на вопрос и приклеивать на панно своё изделие. Обращайте внимание на размер вашего изделия, меньшего размера размещаем в верхней части нашего панно – большого внизу. Дома выстраиваем в улицу, людей в хоровод. Не забываем, о заборчиках и о воротах, и деревьях.
3. Выполнение работы
1) Учитель: Как называлось жилье?
Ученики: Изба – слово звучало в древности как “истьба”, “истопка”,жилище с печкой.
2) Учитель: Из чего строили жилье на Руси?
Ученики: Дерево служило основным строительным материалом.
Заготавливали сосновые брёвна. Ошкуривали и сушили. Брёвна скрепляли в венец. Венец на венец вырастает сруб.
3) Учитель: Что делали дальше?
Ученики: Крыли сруб. Крыша это шапка избы.
4) Учитель: Назовите составные части крыши.
Ученики: конёк крыши – раньше называли бревно – охлупень закрывала стык двух скатов кровли. Завершалась это бревно головой коня, отсюда и название конёк.
Конь – верный помощник в труде, и в бою, и в пути.
Лобовая доска – закрывает стык брёвен сруба
с досками крышей.
Причелины – резная доска закрывает торцы
скатов и заканчивается в низу
Полотенце – короткая резная доска.
5) Учитель: Окна это очи, свет в дома. Назовите составные части окна.
Ученики: Окно – глаза на лице дома, поэтому они должны быть красивыми.
Наличники закрывают щель между брёвнами и
рамой. Они самая украшенная часть избы.
Ставни от слова ставить, закрывали окна.
Ставни и наличники украшали резьбой. Узоры
служили не только украшением, они имели
символическое значение.
Защищая своё жилище от злых сил, изображали знаки-оберёги; круга-солнца, волны – вода, ломаная линия – земля. Образ птицы – это символ добра, благополучия.
6) Учитель: Как располагались избы в деревне?
Ученики: Избы строили из дерева, отсюда и слово “деревня”. Избы выстраивали фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась “у – лица”.
Дети выходят к доске и приклеивают заготовки изб, в это время звучит народная музыка.
7) Учитель: Деревня построена. Но нет жителей.
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Мы же с вами остановимся на северных костюмах то, что нам ближе.
Давайте вспомним, как одевались крестьяне на Руси.
9) Учитель: Расскажите о женский народный костюм.
Ученики: Русский женский костюм состоит из Рубаха – Сорочка. Шили из лён, хлопок белого цвета. Сарафан-платье без рукавов и на бретельках. Шили из лён, хлопок, красили растительными красками.
“Красный сарафан” – означал красивый, новый. Душегрея “епанечка” – женская короткая одежда без рукавов, отточенная мехом с застёжкой спереди. Телогрея – женская верхняя одежда с рукавами и отсутствием меховой отделки. Армяк, зипун – крестьянская верхняя одежда из грубого, толстого сукна в виде кафтана. Кокошники, ленты – головной убор для девочек. Сороки, платки – головной убор для женщин.
Дети выходят к доске и приклеивают фигурки девушек в хоровод, в это время звучит народная музыка.
10) Учитель: Расскажите о мужском крестьянском костюме.
Ученики: Рубаха – шили из, лён, хлопок белого цвета.
Символические украшения на рубахе.
Передцы – нагрудные узоры.
Вошвы – наплечные узоры.
Кушак – длинный пояс яркого цвета, сверху
рубахи.
Порты – штаны темного цвета. Заправляли в
сапоги.
Сапоги – шили из кожи.
Онучи – сукном обертывали снизу ноги и
привязывали лапти.
Лапти – плели из лыка.
Дети выходят к доске и приклеивают фигурки парней, в это время звучит народная музыка.
11) Учитель: У каждого народа есть праздники. Возникли праздники не случайно.
С древнейших времён, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершения работ. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и добро, и благополучия. Всё в жизни меняется, а праздники остаются.
Какие вы знаете народные и календарные праздники?
Ученики: Покров – первая встреча зимы. Земля покрывается снегом.
Покрывать – значит охранять, беречь. Рождественский – зимний новогодний праздник.
Масленица – встреча весны, проводы зимы.
Троица – летний праздник. Праздник берёзки.
Осенние ярмарки. Праздник урожая.
12) Учитель: Праздники сопровождались разными действиями: играми, песнями, танцами, хороводами, специальной вкусной едой. Хоровод водили девушки вокруг берёзки, или вокруг костра с различными песнями в сопровождении игры на гармони балалайки, свистульками, колокольчиками.
13) Учитель: Хоровод девушки водят. А мальчики играют на музыкальных инструментах или в народные подвижные игры.
Какие вы знаете народные подвижные игры?
Ученики: Перетягивание каната, прыгалки,
охотники и утки,
Третий лишний, пустое место, петушиный бой,
ручеёк,
Палочка – выручалочка, жмурки с колокольчиком,
Тетёра, горелки.
Учитель: Давайте и мы с вами поиграем в игру “Тетёра”.
III. Итог урока
Учитель: Наша страна Россия большая, и природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы и морские берега.
Но для каждого человека милея, то место где он родился и вырос. С веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного отношения к природе, к деревьям, ко всему, что его окружает.
Ученик читает стихотворение “Наш край”.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд-
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Фото 1
Фото 2