Одним из важных направлений развития современной школы является социализация личности, т.е. развитие у учащихся социальных компетенций - способностей, основанных на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.
Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности.
Методов проект не является принципиально новым в мировой педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. У.Лилпатрик один из основоположников проектного метода обучения считал проектом любую деятельность, выполняемую "от всего сердца" с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Яаптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления [2].
Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология.
Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов [1].
Это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает:
- педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);
- социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
В.В. Николина выделяет следующие виды проектов: табл1.
Критерии | Типы проектов |
Содержание | Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические |
Уровень интеграции | Монопредметные (выполняются на
материале географии) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) |
Продолжительность выполнения проекта | Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года) |
Количество участников проекта | Индивидуальные, групповые, коллективные |
Способ преобладающей деятельности | Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские |
Использование средств обучения | Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства |
Включенность проектов в тематический план | Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) |
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможно- сти; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельно- сть, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащими ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процес- се выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Литература.
- Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2002. - С151
- Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.