Цели урока:
- Повторение и закрепление ранее полученных знаний. Формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
- Образовательные: содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать ее опытом.
- Воспитательные: содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
- Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.
Оформление доски:
Дата. Тема урока: Посвящение в физики.
Цель урока: Систематизировать знания, формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
Д/з: Составить кроссворд.
Рисунки с ошибками.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: колба-26 шт., калия перманганат, динамометр-16 шт., груз (100г.) - 26 шт, сверток пергамента с "Указом", рисунки с ошибками, плакат "Задача", плакат "Поле для игры в хоккей", кефирная бутылка, яйцо, стакан с водой, бумага, спички, блюдце, монета, парафиновый шарик.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний по теме: молекулярное строение вещества.
- Проверка знаний по теме: движение тел.
- Проверка знаний по теме: плотность.
- Проверка знаний по теме: сила.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению новой и очень интересной темы - "Давление".
Мистер Давление: (заходит в класс, прерывая учителя ). Это 7-й класс? У меня приказ Ее Величества Физики (читает).
"Приказ Ее Величества Физики. Перед изучением очень важной и сложной темы "Давление" приказываю: Самым строгим образом покарать незнаек и, наоборот, посвятить в физики активных и знающих учеников. Разрешить изучение темы "Давление" только в том
случае, если в классе не останется ни одного незнайки. Для проверки знаний привлечь мисс Молекулу, мисс Плотность, мисс Силу. Ответственным за исполнение данного приказа назначить мистера Давление (т.е. меня )".
Вот сейчас я и проверю все ваши знания. Для этого я приглашаю своих помощников. Ну что, мисс Молекула, начнем с вас.
Мисс Молекула: Я уже по глазам вижу, что в этом классе, одни незнайки. Ну-ка скажите:
Что такое молекула?
Говорят, что молекулы неподвижны, правда ли это?
Как молекулы взаимодействуют друг с другом?
В чем различие твердых, жидких и газообразных тел?
Что такое диффузия?
Как с помощью кристаллика марганцовки узнать, в какой из двух пробирок горячая вода?
(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое задание.)
Мисс Молекула: В этом классе одни гении. Я забираю свои слова о его невежестве обратно и засчитываю эту тему. А как Вы знаете тему скорость? В повседневной жизни Вы сталкиваетесь с ней постоянно, поэтому знать ее просто необходимо.
Что такое скорость?
Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение скорости, пути, времени, единицу скорости, единицу времени, единицу пути.
А как вы умеете решать задачи? Сейчас проверим.
Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с . С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой? <Рисунок1>.
Рис. 1
Дано: СИ: Решение: v1=20 м/с vср = S/t t1=5 мин = 300 с S = S1 + S2 + S3 S2=2 км = 2000 м t = t1 + t2 + t3 t2=0,5 ч = 1800 с S1 = v1 * t1 S3=1000 м S1 = 20 м/с * 300 с = 6000 м v3=0,5 м/с t3 = S3/ v3 -------------- t3 = 1000 м / 0,5 м/с = 2000 с vср - ? S = 6000 м + 2000 м + 1000 м = 9000 м t = 300 с + 1800 с + 2000 с = 4100 с vср = 9000 м / 4100 с = 2,195 м/с = 2,20 м/с Ответ : vср = 2,20 м/с
Я вынуждена признать, что понятие скорость они тоже знают очень хорошо.
Мистер Давление: Тогда я обращаюсь к мисс Плотности. Уж наверняка тут-то они запутаются!
Мисс Плотность: Это я сделаю с большим удовольствием. Вот вам теоретические задания:
Что такое плотность?
Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение плотности и единицу плотности.
Перед вами несколько тел одинакового объема, но разной массы. Может ли такое быть и почему?
Найдите ошибки на рисунках. <Рисунок2>,<Рисунок3>,<Рисунок4>
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Сопоставить ответ с плакатом "Плотность" <Рисунок5>, висящим на стене.
Рис. 5
Мисс Плотность: Я потрясена знаниями этого класса! Про плотность они знают все!
Мистер Давление: Тогда на помощь я вызываю мисс Силу, самую сильную и могучую.
Мисс Сила: Уж меня-то они точно не знают. Но если хоть один не ответит на мой вопрос, я раздавлю его в лепешку!
Что такое сила?
Используя карточки, которые лежат на столе, найдите правильное буквенное обозначение силы и единицу силы.
Какие силы вы знаете, в чем их различие и сходство?
От чего зависит результат действия силы? : А это мы сейчас проверим, поиграв в хоккей <Рисунок6>. Когда вы занимаетесь спортом, вы все время прикладываете разные силы. При каждом ударе по шайбе вы прикладываете к нему силу. Приложенная вами сила может заставить шайбу начать двигаться или, если она уже движется, ускорить, замедлить или изменить направление движения или остановиться. В каком направлении надо приложить силу к шайбе, чтобы остановить шайбу №1 (налево) ; быстрее двигалась шайба №2 (направо) ; медленнее двигалась шайба №3 (налево) ; попала в красные ворота шайба №4 (вниз) ; медленнее двигалась шайба №8 (вниз) ; быстрее двигалась шайба №7 (вниз) ; остановить шайбу №6 (вниз) ; попала в синие ворота шайба №5 (вверх).
Рис. 6
А справитесь ли вы с практическим заданием: используя пружину и грузик, предскажите поведение грузика, подвешенного на пружине, сделав предварительно рисунок в тетради с указанием всех действующих на него сил. Один ученик эту работу проводит у доски.
(Дети отвечают на вопросы и выполняют практическое, последнее, задание.)
Мисс Сила: Уважаемый мистер Давление! Даже я, такая сильная и смелая, должна признать свое поражение. Они знают ответы на все вопросы!
Мистер Давление: Уважаемый учитель! Ваш класс показал отличные знания по физике. Я от имени Ее Величества Физики вручаю вам официальные свидетельства "Посвящение в физики" <Рисунок7> и разрешение на изучение темы "Давление". А также от имени Ее Величества Физики наградить оценками самых активных учеников.
Рис. 7
Учитель: Я очень рада за ребят, они выдержали это испытание. Это значит, что со следующего урока вы вновь будите узнавать много нового о природе и ее законах. Ребята, а вам что понравилось на уроке больше всего? О чем бы вы хотели узнать побольше? Когда было интересно, а когда скучно? Какие были затруднения? Что вас удивило? Довольны ли вы своей работой на уроке? Запишите, пожалуйста, в дневники сегодняшнее домашнее задание: составить кроссворд по изученному материалу, чтобы ключевое слово было: давление.
(Если останется время) - А не могли бы вы, уважаемый мистер Давление, показать нам некоторые интересные опыты, где вы играли бы главную роль?
Мистер Давление: Я сделаю это с большим удовольствием. (Показывает опыты:
- "Настойчивое яйцо": сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажгите полоску бумаги, опустите ее в бутылку и накройте бутылку яйцом - оно упадет.
- "Прилипчивая бумага": налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и , поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана. Почему? Ответ обоснуйте.
- "Водолазный колокол": опустить парафиновый шарик на дно большого стеклянного сосуда. В этот сосуд погрузить вверх дном стакан ( диаметр которого в 2-3 раза больше поперечника шарика ) и накрыть им шарик. Поднять стакан вверх - вместе с ним будет подниматься и шарик. Когда шарик будет плавать на поверхности воды, стакан осторожно убрать. Парафиновый шарик можно заменить пробковым кружком, на котором находится кусочек сахара. Тогда пробковый кусочек должен находиться на поверхности воды.
- "Сухим из воды": положить на плоскую тарелку монету и налить воды. Зажечь внутри стакана бумагу и, когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку, рядом с монетой. Когда вода втянется в стакан, можно будет брать монету, не замочив пальцы.
Приложение.
Задача про Бабу Ягу: Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью гналась она за бедным Иванушкой?