Цель: создать условия для развития абстрактного мышления учащихся через путешествие "выше неба".
Задачи:
- Сформировать понятия "звезда" и "созвездие";
- Познакомить с наиболее яркими созвездиями;
- Объяснить - почему мы видим звёзды маленькими;
- Обобщить и систематизировать знания о небесных телах;
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Проблемные вопросы урока:
- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
Планируемый результат:
- Развитие интереса к изучению звёздного неба.
- Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.
Необходимый дидактический и организационный материал: учебник, тетрадь на печатной основе, слайды на интерактивной доске, фигуры зодиакальных созвездий, космический кроссворд, карточки для работы в парах, сигнальные карточки, звёздочки по классу для гимнастики для глаз, толковые словарики, тесты, солнышки и луны, понятия на доске, простой карандаш, листы с историями созвездий.
Ход урока
Организация. Формулирование темы и цели урока.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книги на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
- Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
(Космическая музыка, слайды с изображением звёздного неба).
- Ребята, какую тему урока навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?... (СЛАЙДЫ 1-4).
- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу.(СЛАЙД № 5). Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями. Они перед вами пока закрыты, но по ходу урока будут открываться.
Вид звёздного неба - это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. А знаете ли вы природу звёзд? Сейчас проверим.
-Подготовительная работа. Повторение.
-Предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. (Слова: Спутник, Планета, звезда).
Нужно соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столе у каждой пары есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты. (проверка - 1 уч-ся у доски).
(слайд с изображением Земли, Солнца, Луны).
Вы верно определили природу Солнца. Солнце - это звезда.
- А как вы понимаете, что такое звёзды? (Это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.)
Задания для индивидуальной работы:
А). Восстанови рассказ.
Звёзды кажутся нам маленькими светящимися : На самом деле это - огромные огненные : Самая близкая к Земле звезда - :
Б).Определи лишний объект
Марс Солнце Земля
Луна Сириус Солнце (3 уч-ся у доски).
Настало время проверить ваши знания о звёздах. (С помощью сигналов). "Согласен- не согласен".
Из предложений выберите те, которые верны:
Звёзды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.
Солнце - ближайшая к Земле звезда.
Звёзды различаются между собой по поведению, цвету, размеру.
По цвету звёзды бывают: белые, голубые, жёлтые и красные.
По размеру звёзды делятся на карликов, гигантов .- Молодцы.
(проверка инд. Работы).
Мне вспомнилась такая загадка:
Не сочтёшь их в час ночной,
Днём не видно ни одной:Что это?
Какую неточность допустил автор?...
- А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд? :
Да, множество обитательниц безграничного космоса - звёзды- давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и нетолько те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу, находящихся далеко от нашей планеты.
- А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?
Разгадаем кроссворд и узнаем.
1 | 3 | ||||||||
5 | |||||||||
4 | 6 | ||||||||
7 | |||||||||
2 | |||||||||
1. Небесное тело, которое само светится. | |||||||||
2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. | |||||||||
3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. | |||||||||
4. Слово звезда произошло от названия этого цветка. | |||||||||
5. Цвет самых горячих звёзд. | |||||||||
6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли. | |||||||||
7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. |
(Коллективная работа).
Учёные-астрономы.
(слайд с фотографиями известных людей)
Аристотель, Н. Коперник, Г. Галилей.Эти люди внесли большой вклад в развитие астрономии.
- Астрономия - это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В 11 классе вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии.
Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?
Слайд с видами телескопов.Слайд № 10.
Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.
Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть
6 000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо? Что вы думаете, представляете себе, чувствуете, когда видите небо, украшенное россыпью звёзд?
- Я видел:.
Физкультминутка.Слайд № 11.
Пролетает звездолёт,
С ним отправимся в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу. (2 раза).
Изучение нового. Понятия о созвездиях.
(слайд с фотографиями созвездий).
1. - Самы яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д. Все звёзды , видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. (показать).Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием.Слайды 12, 13 Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек звёзд, астрономы назвали созвездиями. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев. - На воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые можем наблюдать в своей части света.На самом деле созвездий очень много - 88 и каждое имеет своё название. История названий созвездий интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования некоторых созвездий.
2. - О некоторых из них я хочу вам рассказать. А вы найдите созвездие в учебнике на с. 42.
-Большая Медведица и малая Медведица.
Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. "Ковш" Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике "хвоста" Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда.
Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне.
Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: "Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза." Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо.С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле.
- Дракон.
Созвездие Дракон широко раскинулось вокруг Северного полюса, занимая место между созвездиями малой и Большой медведиц.
В жизни богов как и в жизни людей случались войны. Выбрались раз из-под подземелья ужасные гиганты. Вместо ног у них были длинные змеиные хвосты, за спиной - крылья. Ни копьё, ни стрелы, ни молнии не помогали справиться с ними. Послали Геракла и Геркулеса сражаться с гигантами. Их мать нашла волшебную траву, чтобы защитить своих сыновей, но тут свирепый дракон набросился на неё. В гневе сзватила Афина дракона и забросила на небо. Там он и находится в виде созвездия Дракон.
- Кассиопея.
Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют букву "М". Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих мифов.
- Цефей.
Созвездие Северного полушария. Его легко отыскать на небе тёмной ночью.
3. Работа в ТПО с. 29
4. Игра "Угадай созвездие".
Звёзды каких созвездий образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши?
На кончике хвоста какого созвездия располагается самая известная звезда - Полярная?
Какое созвездие широко раскинулось вокруг Северного полюса, между созвездий Малой и Большой Медведиц?
Главные звёзды этого созвездия образуют букву "М".
Покажи их.
Закрепление
Вывод: Знание созвездий - азбука астрономии. Она необходима и любителю-астроному, и астроному-учёному.Для чего?
Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики. Например, полярная звезда в созвездии Малая Медведица указывает точный путь на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.
Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?
- Дорогие мои мальчишки и девчонки, вы, наверное, много раз слышали, как ваши мамы и бабушки называют вас "стрельчатами", "рыбками", и даже "козерожками". Они даже что-то говорят о вашем характере и будущем, употребляя загадочное слово "гороскоп", зодиак. А может вы знаете, что это такое? (словарик с. 35)
Сейчас я расскажу, что это такое.(слайд с зодиакальным кругом).Слайд № 15.
Изучая созвездия древний человек заметил, что они двигались по небу. Одни созвездия появлялись весной, проходили по небу, а потом исчезали. За ними шли летние, осенние и зимние созвездия.
Каждый месяц новый знак Зодиака появлялся на восточном горизонте, и Солнце, и Луна, кажется, выходят именно из этого знака. Как вы думаете -сколько зодиакальных созвездий существует?
Верно. Давайте составим карту путешествия по Зодиаку, начиная с сзвездия Овен. (дети выстраиваются кругом, держа в руках знак). Учитель читает стихотворение.
Овен идёт перед Тельцом,
За Близнецами Рак,
Лев перед Девою стоит,
Последний летний знак.
С собою холода несут Весы
И Скорпион с Стрельцом.
Поля морозит Козерог,
И Водолей сковал Рыб льдом.
Сейчас астрология - скорее игра со звёздами, не лучше, не хуже, чем гадание на ромашке "любит-не любит". Помните, что все вы очень талантливы. И , чтобы обрести себя в жизни, нужно развивать два абсолютно необходимых качества - любопытство к явлениям окружающего мира и любовь к труду. Дерзайте! А звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых. А я предлагаю вам :
Домашнее задание.
- Нарисовать и подготовить рассказ об одном из созвездий.
Обобщение.
Предлагаю тест, который поможет нам проверить, что мы поняли и запомнили.
Спутником Земли является:
Солнце
- Луна
- Марс
Солнце - это:
- Звезда
- Планета
- Метеорит
Кто изучает звёзды?
- Астроном
- Счетовод
- Лунатик
Группу звёзд называют:
- Метеоры
- Кометы
- Созвездие.
Итог. - Чему посвятили наш урок? С какими новыми понятиями познакомились?
Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
Рефлексия. Мне очень понравилось с вами работать, были активны.
Подумайте, было ли вам интересно на уроке, узнали вы что-нибудь новое. Если "да", то поместите на планету солнышко, если "нет" - луну.
Благодарю вас за урок.