Человек и природа неотделимы и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её ресурсы - это основа жизни и развития человеческого общества. Каждое новое десятилетие приносит человечеству всё новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии человека и природы.
Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека наше государство дорого заплатило - и в нормальном, и в материальном отношении.
Что делать воспитателям дошкольных учреждений? Самое важное - научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ёмкое понятие вмещает в себя следующее:
- научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
- постепенно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.
Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги в поиске путей и способов творческого развития детей обращаются к различным сферам человеческого знания. Так были соединены ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и практика обучения и воспитания дошкольников.
Проблема формирование представлений о закономерностях взаимосвязей объектов живой и неживой природы посредством использования методов ТРИЗ и РТВ, актуальна и соответствует потребностям ребёнка, родителей, детского сада, и общества в целом.
Таким образом, возникла необходимость активизации работы по формированию у дошкольников позитивного отношения к окружающему миру с целью выявления взаимосвязей между объектами живой и неживой природы, используя методы ТРИЗ и РТВ.
Комплекс включает в себя занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, трудовую деятельность, игры - драматизации, развлечения. Подобран материал речевого сопровождения: стихи, считалки, загадки.
Такое планирование работы помогает последовательно и поэтапно добиваться поставленных задач. Ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Формировать любознательность помогает метод системного подхода.
Потенциал ребёнка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В детстве активизируются познавательные интересы ребёнка, способствующие воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, к окружающему миру.
Особое место для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи живой и неживой природы. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, происходящая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы. Организация работы идёт по двум взаимосвязанным направлениям:
1 - живая природа (характерные особенности сезонов в нашей местности, многообразие живых организмов)
2 - неживая природа (воздух, вода, почва, свет)
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Для того чтобы ребёнок овладел не только определённой суммой знаний и умений, но и мог в разумных пределах мыслить, изобретать, педагог использует ТРИЗ на занятиях, главной целью которых является развитие способности к фантазии, развитию творческого воображения, развитие ассоциативного мышления, выявлению взаимосвязей между объектами. В результате этой работы активизируется детская речь, развивается воображение, творческое мышление.
Педагог ставит своей целью воспитание ребёнка - дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Чтобы добиться хороших результатов в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями в живой и неживой природе работа проводится регулярно, время выполнения заданий не долгое, так как внимание у детей быстро иссякает, поэтому нужно включать эти игры в разные занятия; создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений; атмосферы, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало; стараться создать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности); восхищаться каждой идеей ребёнка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрения оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что - то привычное.
Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, служит игра "Чем похожи и чем отличаются?"
Кабан - свинья, волк - собака, лиса - белка, воробей - синица, деревья -кустарники, корабль - рыба, роза - пион.
Еще одна игра "Чей хвост, чья голова ? " - закрепляет знания детей о внешнем виде, играя в ТРИЗовскую игру "А что если:", выясняли с детьми как изменится образ жизни, если изменить какую либо часть тела, например, лисе - хвост зайца, медведю - лапы лягушки. А после предлагается создать фантастическое животное, придумать ему название, чем он будет питаться, где будет жить?
Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям.
По мере знакомства с животными или растением, мы вместе с детьми находим соответствующее место в царстве животных или в царстве растений. Это также систематизирует знания детей, развивает умение классифицировать.
Закрепляя умение классифицировать в игре "Четвертый лишний", интересный момент был, когда выставив картинки с изображением ежа, лисы, зайца, кота. Подразумевав, что лишним выберут кота, поскольку он - домашнее животное, но один мальчик назвал ежа, объяснив свой выбор тем, что у всех животных шерстка , а у ежа - колючки. Радует, что дети самостоятельно рассуждают, делают свои умозаключения.
Игры "Хорошо - плохо" и "Наоборот" позволяют развивать диалектическое мышление. Ведь дети, формируя противоречия и решая их, делают умозаключения, изобретения и открытия. Замечательно развивает изобретательность и креативность мышления такой элемент ТРИЗ, как оператор РВС (размер, время, стоимость). Цель применения оператора в том, чтобы получить "свежие", ни на что не похожие идеи, направленные " в сторону решения". В частности, оператор РВС - огромное поле деятельности для фантазии и сочинения нашими детьми сказок. Например, чтобы помочь зайчикам, оказавшимся на льдине во время паводка, можно воспользоваться оператором "время": вернуть их в то время, когда была осень, или настанет весна.
В работе с детьми по экологическому воспитанию использую кольцо Луллия, обыгрываем перенесение животного в другую среду обитания, рассуждаем, что изменится во внешнем виде, в повадках, в пище. В каком случае могут существовать в городе ива и лягушка? Возможно ли такое в природе?
Знания детей о мире природы закрепляю с помощью вопросов познавательного характера, иногда с известной долей юмора:
- про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?
- почему одни медведи белые, а другие бурые?
- зачем животным хвосты?
- зачем поют птицы?
- почему в одних сказках заяц белый, а в других серый?
Эти вопросы чередую с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства: "Чтобы ты сделал, если бы увидел?"
- упавшего на землю птенца;
- на улице малыша ломающего кусты;
- брошенного щенка или котенка?
Иногда в группу приношу такие загадочные объявления:
"Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе"; "Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне"; " Помогу всем, у кого сломался будильник"; "Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом". Эти объявления вместе с детьми обсуждаем и приходим к единому мнению, кто мог написать это послание.
При углубленной беседе о каком - либо животном, сообщаю интересные факты, например, дети были удивлены такой новостью: оказывается, ежи не едят яблоки, а накалывают их на иголки, для того, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать внимание к себе клещей. Выясняя, как ёж защищается от врагов, дети делают вывод, что не случайно природа наделила ежа колючками - иголками - это единственная его защита от врагов. Тут же объяснив, что диких животных нельзя брать из природы. А если и есть необходимость взять зверька или птицу в дом, чтобы помочь, то прежде всего, следует прочитать в книгах, чем его кормить, как за ним ухаживать, иначе животное может погибнуть.
ТРИЗовские методы и приёмы помогают раскрепостить детей, увлечь их, пробудить в них фантазию, научить размышлять самостоятельно и делать выводы.
На каждом занятии педагог заостряет внимание детей на том, как влияет человек и его деятельность на окружающий мир, и как в свою очередь окружающий мир влияет на человека. Всегда подчёркивать то, что природа любит человека и щедро одаривает его повсюду. Знакомить с полезными для здоровья людей травами. Знания детей о биолокации деревьев закреплять на экскурсии в дубовую рощу. Результат деятельности незамедлительно проявился в заботливом отношении внука к бабушке, когда он предложил полечить её больную голову - "зарядись энергией от дуба".
Особое место в выявлении взаимосвязи между живой и неживой природой занимают прогулки с применением ТРИЗа. Педагог использует такие прогулки: милосердия, вежливые, ласковых слов, комнатные, с сюрпризами и заданиями, "выдумщиков", бюро находок, прогулки с увеличительным стеклом, "освобождение бусинок из ледяного плена". Дети наглядно убеждаются в том, что в природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди.
Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, так же подобраны из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая игровая деятельность. Например, для выявления взаимосвязей между объектами, подвести детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, помогали игры: "Ищу друзей (недругов)", "Кто - то теряет, кто - то находит, и что из этого выходит". При установлении взаимосвязей между объектами природы всегда обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что - то приобретает и что - то отдаёт. Например, щенок - ель. Находясь на земле, ель берёт соки у земли, для того, чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок четырьмя лапами стоит на земле, и его тень тоже укрывает землю.
Игра "Живые картинки" учит детей ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Всегда помню, что дети принадлежат родителям, это дети своих мам и пап! Каждый ребёнок любит своих родителей, какими бы они ни были. Каждый родитель хочет видеть своих чад умными, здоровыми, счастливыми, но они не задумываются о том, как сделать так, чтобы дети вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, говорили и поступали бы красиво. Большое значение имеет положительный пример отца и матери - как образа для подражания, а так же родительское слово - как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, оценки поведения детей совпадали с требованиями, выдвигаемыми педагогом. Для эффективного взаимодействия с семьёй первоначально изучить её. Стараясь наладить доверительные отношения, используя метод рассказа, показа, сравнения, а уже затем убеждения. Обязательно учитывать положение семьи, состав, возраст. Эти знания помогают в общении с родителями, в оказании психолого - педагогической помощи. Для работы проводить анкетирование, беседы. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, планировать работу с ними. Объяснять родителям задачу, которая стоит перед собой и ними - это ознакомление дошкольников с взаимосвязями объектов живой и неживой природы через решение изобретательских задач. Главное наши дети развиваются, учатся находить взаимосвязи в природе. Вовлекая родителей во все праздники, которые проводим, и они откликаются. Педагог подготовил консультации : "Природа в жизни дошкольника", "Животные в доме", "Домашний аквариум", "Домик для птиц", "Организация детского отдыха на даче". Проведена встреча "Час откровения", с целью приобщения родителей к экологическому воспитанию детей, где родители поделились своим опытом воспитания, закончилась встреча чаепитием с отварами лекарственных трав; организовав выставку совместных поделок детей с родителями из природного материала "Чудесный мир природы"; для педагогического просвещения родителей оформлен альбом "Лечитесь травами", "Месяцеслов", "Логические задачи". Призвав родителей к тому, чтобы они отставили свои проблемы, заботы и один прекрасный выходной прожили с ребёнком, организовав новый, интересный, и совершенно равноправный игровой день. Оно и происходит, но не у всех сразу, а постепенно, но результаты есть. Родители вовлекаются в этот очень интересный и важный процесс, не просто играют на природе, а изучают взаимосвязь всего живого на Земле.
Методы и приёмы ТРИЗ позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы.
Путь становления творческой личности сложен, труден. К.Э. Циолковский писал: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные". Педагогом был сделан вывод, что используя в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями объектов живой и неживой природы элементы ТРИЗ и РТВ, процесс формирования знаний становится эмоционально - окрашенным от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней. Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура чувств.