Цель: закрепить алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Задачи:
- Повторить письменное сложение и вычитание многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки, продолжить работу над типовыми задачами, находить периметр фигуры, повторить действия с величинами.
- Развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес к предмету;
- Воспитывать гордость за свой родной край, креативное мышление; учить доводить начатое дело до конца; воспитывать умение слушать собеседника, высказывать свое мнение.
Оборудование:
- «макеты»:
- стадиона,
- библиотеки,
- метро,
- телецентра,
- Башкредитбанка,
- отеля,
- супермаркета,
- театра,
- трамвайной линии,
- цирка,
- плаката с зданиями;
- телевизор, видеомагнитофон, видеокассета.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.
Уважаемые акционеры!
Сегодня вы приглашаетесь на совет директоров нашего математического акционерного общества «4 А и К°».
Вашему вниманию будет предложен грандиозный проект обновления п. Чишмы с последующим переименованием его в г. Чишмы. Нам пригодятся: наши знания таблицы умножения, умение решать уравнения, задачи, складывать и вычитать многозначные числа, находить периметр фигуры, выражать мелкие единицы в более крупные и наоборот.
Мобилизуйте свою смекалку, внимание, умение слушать. У каждого из вас пакет акций, он пока пуст, но по мере участия в защите данного проекта, вы будете получать акции и в конце нашего заседания мы определим, у кого контрольный пакет акций, т.е. кто имеет большие права на прибыль.
II. Минутка чистописания.
Протокол ведем все: 5 декабря.
На заседании.
Красиво запишите: 580 622 306 400.
- Получилось число. Назовите единицы I класса, II класса, III класса, IV класса.
- Прочитаем число.
III. Устный счет.
А) Проведем перекличку (Игра «Это Я»).
Приготовьте визитки. (Ученик, у которого выпадает ответ, говорит: «160. Это Я». Затем задает вопрос со своей визитки и т.д.)
- Увеличить 80 в 2 раза.
- I слагаемое – 160, II слагаемое – 240. Чему равна сумма?
- 400 уменьшить в 10 раз.
- I множитель – 40, II – ?
- Увеличить 8 в 1000 раз.
- Уменьшаемое – 8000, вычитаемое – 1. Чему равна разность
- 7999 умножить на 0.
- К 0 прибавить 250.
- 250 – это часть числа. Чему равно число?
- На сколько 1000 больше 850?
- Делимое – 150, делитель – 5. Чему равно частное?
Все акционеры, давшие правильный ответ, берут по 1 акции.
Б) Итак, начинаем интеллектуальную разминку!
В каждом ряду найдите лишнее число, помогите убрать его.
48 | 12 | 15 | 26 | 24 | Увеличить в 2 раза |
14 | 17 | 19 | 21 | 27 | Увеличить на 200 |
10 | 20 | 30 | 4 | 50 | Увеличить, в 10 раз |
24 | 30 | 35 | 42 | 49 | Увеличить в 100 раз |
Теперь акционеры, ответившие верно – по 1 акции.
В) Примеры на сложение и вычитание в пределах 100.
Табличное и внетабличное, умножение и деление.
100 – 55 | 90 – 71 | 100 – 54 | 90 / 9 | 24 * 2 |
* 2 | * 3 | / 23 | 80 / 4 | 36 / 12 |
/ 18 | + 13 | * 19 | 120 / 1 | 560 / 7 |
* 15 | / 4 | + 22 | 120 / 1 | 280 / 4 |
+ 25 | * 2 | / 4 | 0 / 600 | 480 / 60 |
IV. Работа по учебнику
Я предлагаю I шаг: открытие нового отделения Башкредитбанка и Отеля***** , где смогут разместится, как работники банка, так и их клиенты.
Ваши предложения выслушаю в ходе работы по книге расхода прихода. Откройте ее на стр. 92, № 4 (письменное сложение и вычитание многозначных чисел).
1) По одному примеру у доски (4 ученика).
2) № 5 – самостоятельная работа (сразу 3 слагаемых столбиком) – проверка.
Акционеры, давшие правильный ответ – по 1 акции. Проект одобрен, включен в план города.
V. Решение задач.
II шагом реорганизации п. Чишмы, думаю, станет строительство Супермаркета. Для супермаркета подбирается лучшая продукция, лучше е обслуживание.
Внимание!
А) Записываем только ответы.
Задача 1.
Папе – 35 лет. Сыну – 7лет. |
Во сколько раз младше? |
Задача 2.
Было – 1400 руб.
Заплатили – 610 руб. и 790 руб.
Сдача – ?
Задача 3.
Зимние сапоги – 4000 руб.
Осенние сапоги – ?, на 150 руб. меньше. |
Назовите ответы.
Прочитайте число, которое получилось.
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
Правильные ответы – по 1 акции
Б) №14 (стр. 93) – самостоятельная работа (в это время проверка).
6 учеников работают по карточкам.
Правильный ответ – 1 акция.
(Прикрепляется макет «Супермаркета».)
VI. Повторение величин.
Далее в программе развития п. Чишмы... (включаю видео). Внимание на экран.
Дорогие акционеры АО «4А и К?»
Вас приветствует генеральный продюсер Уфимского телецентра. Наслышаны о ваших проектах. Вношу свое предложение. В Чишмах необходим свой телецентр. Расчеты по этому вопросу высылаю по факсу. Желаю удачи.
2 мин = сек | 9 т = кг | 2 ч 30 мин * 50 мин |
3 ч = мин | 6ц 05 кг = кг | 5 сут 17 ч * 6 сут |
24 км = м | 3000 г = кг | 9 м 3 дм * 903 дм |
300 см = м | 3 сут = ч | 8 ц * 740 кг |
За правильный ответ – 1 акция.
Проект телецентра одобрен (выставляю макет).
VII. Решение примеров на порядок действий.
Я думаю, в современном городе обязательно должна быть библиотека. Уважающий себя человек должен расширять кругозор, развивать интеллект. И помогают в этом книги. Покажите, что вы согласны со мной.
Каков порядок действий в данных выражениях?
+
–
+
+
–
*
/
*
*
+
*
–
/
+
–
(
+ ) +
–
(
+ /
) *
По 1 акции за верный ответ.
(Выставляется макет библиотеки.)
VIII. Физкультурная минутка.
А стадион?! Как вы думаете, нужен нам стадион?
Мы все на стадионе:
И я, и он, и ты.
Кто бережет здоровье,
Скорей сюда беги.
Мы выполним на клоны –
Ты только посмотри.
Присядем, повернемся
И раз, и два, и три.
Проект стадиона одобрен.
IX. Теоретический опрос.
Ну, и какой же город без театра. У нас уже есть первые афиши.
Внимание! Что лишнее?
Делитель | Умножение | Цена |
Делимое | Вычитание | Количество |
Множитель | Сложение | Решение |
Деление | Делитель | Стоимость |
Умению красиво говорить тоже учатся в театре.
- Что такое луч? Отрезок?
- Как найти уменьшаемое? I слагаемое?
- II слагаемое? Делитель?
- Какое действие выполняем, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше, чем другое?
- Какое действие выполняем, чтобы узнать, на сколько одно число меньше, чем другое?
Ответившие верно получают по 1 акции.
(Выставляется макет театра.)
X. Решение задач.
Город расширяется.
Естественно, нужна трамвайная линия. Необходимо пустить трамвай хотя бы по 2 маршрутам. Итак,
I маршрут – 27 км. II маршрут – ? в 3 раза меньше. |
На сколько км. больше? |
Первые 5 акционеров, верно решившие эту проблему, получают по 1 акции.
(Макет трамвайных путей и трамвая выставляется.)
XI. Домашнее задание.
Аналогичную задачу вы решите дома. Запишите в свои записные книжки. Стр. 93, № 17.
XII. Геометрический материал.
Ну, и раз речь пошла о транспорте, то своевременно и введение в строй метрополитена.
На I станции мы планируем посадочную площадку квадратной формы со стороной 17 м, на II станции – прямоугольной формы, со стороной 25 м и 9 м.
Найдите P – ? и Р – ? правая половина ребят, левая половина ребят.
- Сравним P – ? и Р.
За правильный ответ по 1 акции.
(Выставляется макет «Метро».)
XIII. Решение уравнений.
А цирк? Как вы думаете, нужен ли в городе цирк? Голосуем. Кто за?
Тогда поработаем.
Х + 320 = 80 * 7
Х – 180 = 240 / 3
Ребята, верно решившие с комментированием – по 1 акции.
(Выставляется макет «Цирка».)
XIV. Итог.
Акции получали только за верные ответы. Подсчитываем. У кого более 2 акций? (3, 4, 5 ... и т.д.)
Контрольный пакет акций – председатель совета директоров.
5-6 человек (акций более, чем у других) – совет директоров.
Остальные – акционеры.
Ребята! Какие математические задания вы выполняли легко, с удовольствием?
При выполнении каких заданий испытывали трудности?