Урок с использованием ИКТ "Проверка безударной Е и ударной Ё". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: познакомить детей с возможностью проверки безударной Е буквой Ё; формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных; познакомить детей с ценностью мёда, лесных ягод и других продуктов питания.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Презентация. Слайд 1.

Енот, ёлка, маяк, мёд, ручьи.

У: Прочитайте написанные на экране слова. Догадаетесь, какую букву будем сегодня писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, которая показывает мягкость впереди стоящего согласного.

Д: Это буква ё.

У: В каком слове она вам встретилась?

Д: Мёд.

У: А вы знаете, что мёд — ценный продукт питания. Рассказ учителя о ценности мёда.

У: Что обозначает буква Ё в слове ёлка?

Д: Два звука jо

У: Посмотрите, какую последовательность букв мы пишем (клик). (На экране появляется последовательность: ОЁ ООЁЁ ОООЁЁЁ). Запишите в тетрадь и продолжите последовательность.

Слайд 3.

На экране надпись ЖЯШГЦОЧДЙА

У: Пока вы писали, появилась шифровка со словарным словом. Вы её расшифруете, если мысленно уберёте все буквы, обозначающие согласные звуки, не имеющие пары по твёрдости – мягкости.

На экране появляется слово ЯГОДА.

У: О пользе ягод

По щелчку вылетают однокоренные слова: ЯГОДНЫЙ, ЯГОДНИК, ЯГОДНИК.

Слайд 4.

Картинки с изображением ягод: клюква (о пользе клюквы)
(клик) брусника (о пользе брусники)
(клик) черника (о пользе черники)
(клик)Вылетают слова КЛЮКВА, БРУСНИКА, ЧЕРНИКА.

У: В каком слове есть гласный, требующий проверки?

Д: Черника.

У: Сегодня мы продолжаем совершенствовать свои знания по проверке б/у гласных. А какие гласные требуют проверки?

Слайд 5.

(клик)Тема урока. Б/у гласные.

Слайд 6.

(клик) Предложение. Л.сная тр.пинка выв.ла к ч.рничнику.

У: Запишите предложение, сами, вставляя б/у гласные.

Проверим.

(Клик) Вылетают проверочные слова.

Лес – лесная
Тропка – тропинка
Вёл – вывела
Чёрный – черничник

У: Везде ли совпадают гласные в проверочном и проверяемом словах?

Д: Нет. В последних двух парах в проверочном слове пишется буква Ё, а в проверяемом Е.

У: Да. Действительно б/у гласную Е можно проверить Ё. Проверим так ли это?

Слайд 7.

Физкультминутка.

В . да, Зв . зда Ш . ги Ст . кло Ч . сло В . сло Тр . ва В . дро С . лить

У: Если в слове пишется б/у гласный Е, то вы подпрыгиваете, а если любой другой, то присаживаетесь. Восстанавливаем дыхание.

Слайд 8.

Зв е зда Ст е кло В е сло В е дро

У: Назовите только проверочные к этим словам.

Д: Звёзды, стёкла, вёсла, вёдра.

У: Во всех словах слышим звук О. А писать будем букву Ё. Можем сделать вывод.

Слайд 9.

Если в корне проверочного слова пишется буква Ё, то в корне проверяемого слова нужно писать Е.

У: Потренируемся.

Слайд 10.

Лист кл . новый
Гора л . дяная
Мёд пч . линый
Погода т . плеет
Хлеб з . рновой

У: Прочитайте. Докажите какие буквы будут писаться в корне слов.

Дети подбирают проверочные слова.

У: А какое словосочетание лишнее?

Д: Погода т . плеет Сущ. + глагол

У: А теперь восстановите словосочетания по первым словам и запишите.

Слайд 11.

У: Мы говорили о пользе ягод, а среди тех с/с, что вы записали тоже есть очень полезные для здоровья продукты. Какие?

Слайд 12.

Полезны для здоровья:
пчелиный мёд.
зерновой хлеб.

У: Запишем предложение.

Слайд 13.

Полезны для здоровья пчелиный мед и зерновой хлеб.

У: Подчеркни буквы безударных гласных.

Слайд 14. Вывод.

Слайд 15. Д/З.

Слайд 16. Спасибо.

Дополнительный материал для учителя.

О пользе мёда.

По вкусовым и пищевым качествам он отличается от других сладких веществ, в том числе и от обычного сахара. В сахаре содержится сложный, так называемый тростниковый (свекловичный) сахар (сахароза). Этот сахар плохо усваивается организмом человека, поэтому в пищеварительных органах он сначала превращается в удобоваримые, простые сахара — плодовый (фруктозу) и виноградный (глюкозу), которые и всасываются стенками кишечника.

Медицинская ценность.

В состав мёда входят в основном плодовый и виноградный сахара (до 75 %), которые полностью усваиваются организмом человека. Помимо сахаров, в мёде в небольшом количестве имеются железо, фосфор и другие микроэлементы, необходимые для образования крови и роста костей. В состав крови человека входят 24 микроэлемента, из которых 22 содержатся в мёде. Как и всякий другой натуральный продукт, мёд содержит витамины.

Мёд полезен не только как общеукрепляющее организм человека средство. Мёд благотворно влияет при нервном истощении, помогает при сердечных и желудочных заболеваниях, болезнях печени. Мёд смягчает слизистые оболочки и поэтому рекомендуется при кашле и болезнях горла. В годы Великой Отечественной войны многие медицинские учреждения успешно применяли мёд как наружное лечебное средство при заживлении ран и при лечении таких гнойниковых болезней кожи, как карбункулы и фурункулы. Выяснилось, что мёд обладает бактерицидными свойствами, то есть способностью убивать болезнетворные микроорганизмы или задерживать их рост. В древнее время при перевозке на большое расстояние мяса для сохранности заливали его медом.

Мёд может быть использован в качестве лечебного средства при многих заболеваниях пищеварительного тракта, особенно при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническом гастрите с повышенной и пониженной кислотностью. В состав мёда входит около 300 различных веществ, в пчелином мёде имеются почти все химические элементы, необходимые для правильного функционирования человеческого организма, который усваивает его на 100 %.

О пользе ягод.

Клюква.

В состав клюквы входят проантоцианиды – мощнейшее антибактериальное в-во, работающее избирательно в мочевыделении. Исходя из этого, клюкву и клюквенные напитки принимают при воспалении мочевого пузыря, почек и прочих хронических воспалительных заболеваниях мочеполовой системы. Для поддержания иммунитета во время эпидемий гриппа и др. вирусных заболеваний.)

Брусника.

Ягоды брусники представляют собой неисчерпаемый ресурс разнообразных витаминов и полезных веществ. Среди натуральных кислот в них содержится аскорбиновая, лимонная, щавелевая и яблочная. Ягоды используются как профилактическое средство против простуд, укрепляют иммунитет. Из-за специфики сока брусники, ягоды хорошо утоляют жажду, снимая лихорадочный жар и предотвращая цингу. Кроме того, ягоды известны в народной медицине как средство от туберкулеза и пониженной кислотности. Сок брусники обладает антисептическими свойствами и способствует предотвращению заболеваний ротовой полости.

Из брусники готовят разнообразные варенья и джемы. Интересно, что брусничные ягоды кроме превосходных вкусовых качеств, легко увеличивают количество красных кровяных телец, улучшают качество зрения и способствуют облегчению депрессий и невротических синдромов. В качестве профилактики их рекомендуют беременным женщинам. Входят в состав морсов и узваров, кулинарных блюд, могут употребляться в сыром виде. Собранные осенью ягоды замачивают, хотя, при необходимости, их можно еще собирать до начала серьезных заморозков.

Не уступают по степени концентрации полезных веществ и листья брусники. В них содержаться танины, хинная и винная кислота. Применяются отвары брусничных листьях при заболеваниях мочеполовой системы, расстройствах пищеварительного тракта, диабете и ревматических болях в суставах. Следует внимательно выбирать места для сбора брусничных листьев, так как они склонны накапливать металлы, в том числе и тяжелые. После сбора листья высушивают, затем, по необходимости, формируют брикеты. Свежее сырье для отваров всегда можно найти и под слоем снега, так как брусника – вечнозеленое растение.

Черника.

Полезней всех среди ягод является черника. Особенно она необходима тем, кто страдает сердечно-сосудистыми болезнями.

Совсем недавно в чернике обнаружили вещество, близкое по составу к фибратам – лекарствам, снижающим уровень “вредного холестерина” в крови и повышающим уровень “хорошего”. Частое употребление черники (в любом виде) предупреждает образование тромбов и снимает зрительную усталость.

Источник: Википедия.