Обеспечение преемственности на этапе "Дошкольное образование – начальная школа"

Разделы: Администрирование школы


Завершение дошкольного периода в жизни ребенка, поступление в школу – это, прежде всего, его переход на качественно новую ступень в своем развитии. Расширяется диапазон видов деятельности: кроме игровой появляется учебная деятельность, которая в свою очередь во многих случаях носит игровой характер. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера коллективу Центра образования № 1485 помогает специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью эффективной организации и координации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

В Центре образования № 1485 сложилась определённая система взаимодействия администрации, педагогов и специалистов психолого-педагогической службы по осуществлению преемственности учебно-воспитательного процесса.

Создание условий для всестороннего развития детей, формирования у них творческих, способностей, соответствующих возрастным возможностям в адаптационный период при переходе со ступени дошкольного образования на 1 ступень образования является целью реализации Программы “Преемственность”.

Программа реализуется через

  • определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на их основе поступательной взаимосвязи преемственных целей;
  • построение единой взаимосвязанной и согласованной системы методического сопровождения учебно-воспитательного процесса (цели, задачи, средства, формы организации УВП);
  • построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе и ориентацию на форсированное обучение предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные программы.

Открытие групп кратковременного пребывания “Будущий первоклассник” на базе Центра образования № 1485 способствует формированию мотивации и интереса дошкольников к познавательной деятельности. Основная воспитательная задача учителей, работающих в группах “Будущий первоклассник”, заключается в том, чтобы помочь ребёнку поверить в свои силы, приобрести навыки коммуникативного общения. На этом этапе дошкольники имеют возможность получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и детьми разных возрастов в различных ситуациях.

С первых дней пребывания детей в группах “Будущий первоклассник” учителя, психолог, воспитатели проводят работу по адаптации ребенка к школе: выявляются способности и наклонности ребенка, его умения общаться со сверстниками и со взрослыми.

Игровая деятельность не должна исчезнуть из жизни ребенка с его приходом в группу раннего развития. При переходе в 1 класс необходимо пролонгировать использование специфических дошкольных методов и форм организации жизни детей, и в первую очередь речь может идти о. социоигровых технологиях, которые должны выполнять ведущую роль при формировании коммуникативных навыков.

Под преемственностью между группами кратковременного пребывания и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью создания единого непрерывного образовательного процесса.

Установление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой способствует сближению условий воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе. Таким образом, реализуется положение Закона Российской Федерации “Об образовании” о преемственности.

В нашем Центре образования уделяется большое внимание отбору содержания образования, использованию учебно-методических комплектов, а также использованию педагогических технологий, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка.

Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

В целях создания системы непрерывного образования на основе реализации преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, коллектив Центра образования № 1485 разработал программу “Преемственность”, которая предусматривает работу по следующим направлениям: методическая работа: работа с детьми, “Академия для родителей”.

Время проведения Группы кратковременного пребывания Цели Начальная школа
Вид деятельности Вид деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Август Планирование работы групп раннего развития Осуществление преемственности между дошкольной ступенью образования и 1 ступенью образования Планирование работы начальной школы на учебный год
Август Изучение и анализ программ групп раннего развития и начальной школы. Единство приемов и методов работы Изучение и анализ программ групп раннего развития и начальной школы
Август Утверждение программ и тематического планирования занятий Согласование целей Утверждение календарно-тематического планирования по предметам
Сентябрь Взаимопосещение уроков

и занятий в группах раннего развития и в начальной школе

Координирование приемов и методов работы Взаимопосещение уроков

и занятий в группах раннего развития и в начальной школе

Сентябрь Создание творческих групп воспитателей и учителей, работающих в ГКП Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. Создание творческих групп учителей
Сентябрь Психологическое и логопедическое обследование детей групп раннего развития Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей Стартовый психолого-педагогический контроль первоклассников
Октябрь Семинар “Активные формы развивающих занятий в группах кратковременного пребывания как средство формирования познавательного интереса”. Подготовка к введению ФГОС НОО Семинар “Активные формы обучения первоклассников как средство формирования учебной мотивации и развития познавательного интереса
Октябрь Открытые занятия. Новые подходы в преподавании русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Распространение и обобщение опыта работы учителей. Преемственность в работе начальной школы и ГКП. Открытые уроки. Новые

подходы в преподавании

русского языка в условиях

перехода на новые

образовательные стандарты.

Октябрь Взаимопосещение занятий

“Азбука для дошкольников и

занятий логопеда в ГКП в

рамках предметной недели рус-

ского языка и литературного чтения

Распространение и обобщение опыта работы учителей. Взаимопосещение уроков

русского языка и

литературного чтения.

Октябрь Круглый стол: “Современные подходы к анализу литературных произведений” Распространение и обобщение опыта работы учителей Круглый стол: “Современные подходы к анализу литературных произведений”
Ноябрь Семинар “Возможности использования легооборудования на занятиях и во внеурочное время” Знакомство с возможностями использования нового оборудования Центра развивающих игр Семинар “Возможности использования легооборудования на уроках и во внеурочное время”
Ноябрь Заседание МО “Работа учителя, МО в условиях перехода на ФГОС НОО”. Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО”. Заседание МО “Работа учителя, МО в условиях перехода на ФГОС НОО”.
Ноябрь Мастер-класс “Использование ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения” Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. Мастер-класс “Использование ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО”
Ноябрь Открытый урок. Новые подходы в преподавании математики в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Распространение и обобщение опыта работы учителей Открытый урок. Новые подходы в преподавании математики в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Декабрь Семинар “Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО” Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. Семинар “Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО”
Де-кабрь Заседание МО

“Использование новых педагогических технологий. Обмен опытом”

Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. Заседание МО

“Использование новых педагогических технологий. Обмен опытом”

Январь Заседание МО “Проблемы реализации и эффективность работы по программе “Преемственность” Координирование приемов и методов работы Заседание МО “Проблемы реализации и эффективность работы по программе “Преемственность”
Февраль Круглый стол “Анализ и

самоанализ урока”.

Методическое сопровождение учителей Круглый стол “Анализ и

самоанализ урока”.

Февраль Заседание ПМПК по набору в первый класс Подготовка к новому учебному году Подготовка диагностических материалов для итогового психолого-педагогического контроля
Февраль Круглый стол “Новые подходы в обучении окружающему миру по программе “Предшкольная пора” Преемственность в работе начальной школы и ГКП. Круглый стол “Новые подходы в обучении окружающему миру по программе Виноградовой Н.Ф.”
Март Круглый стол “Диагностика творческих способностей и овладения ЗУН воспитанниками ГКП” Выявление уровня полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей. Круглый стол “Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 1 классов”
Март Заседание МО “Формирование организационных и технологических условий работы с мотивированными учащимися”. Распространение и обобщение опыта работы учителей Заседание МО “Формирование организационных и технологических условий работы с мотивированными учащимися”.
Апрель Диагностика “Итоги усвоения программы детьми групп раннего развития”. Выявление уровня усвоения учебного материала Диагностика “Итоги усвоения программы первоклассниками”.

Проверочные работы

Апрель Диагностика “Готовность будущих первоклассников к школе”. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка Итоговый психолого-педагогический контроль.
Май Аналитическое совещание

“ Итоги работы по программе “Преемственность”.

Анализ работы и разработка плана работы на следующий год Аналитическое совещание

“ Итоги работы по программе “Преемственность”

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Сентябрь Организация занятий в группах раннего развития Создание условий, для адаптации детей к школе. Организация учебного процесса в начальных классах
В течение года Занятия по программе “Тропинка к своему “я”. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка. Психологическое сопровождение учебного процесса в начальной школе.
В течение года Программа “Азбука поведения”. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода. Программа “Введение в школьную жизнь”.
Сентябрь Стартовый психолого-

педагогический контроль детей в

ГКП.

Стартовый психолого-

педагогический контроль первоклассников.

Сентябрь Праздник “Посвящение в

первоклассники”.

Формирование позитивного образа ЦО, знакомство с традициями. Праздник “Посвящение в первоклассники”.
Октябрь Проведение предметной недели

по русскому языку и литературе

Развитие творческих способностей детей Проведение предметной недели

по русскому языку и литературе

По плану ЦО Участие воспитанников групп раннего развития в мероприятиях ЦО Праздники и внеклассные мероприятия для первоклассников
В теч. года Работа по программе

“Портфолио”.

Учет достижений детей Работа по программе

“Портфолио”.

Ноябрь Проведение предметной недели

по математике.

Развитие творческих способностей детей Проведение предметной недели

по математике.

Декабрь Мастерская Деда Мороза Мастерская Деда Мороза
По плану ЦО Конкурсы рисунков, выставки поделок Конкурсы рисунков, выставки поделок
Февраль Проведение предметной

недели по ознакомлению

с окружающим миром

Развитие творческих способностей Проведение предметной

недели по ознакомлению

с окружающим миром

Февраль Спортивный праздник “Веселые эстафеты” Здоровьесбережение Спортивный праздник “Веселые эстафеты”
Март Праздник, посвящённый 8 Марта “Мамам, бабушкам с любовью!”. Развитие творческих способностей и навыков общения. Праздник, посвящённый 8 Марта.
Апрель Мероприятия в рамках предметной недели физической культуры. Здоровьесбережение Мероприятия в рамках предметной недели физической культуры.
Апрель Тематическая творческая выставка “Скоро в школу мы пойдем”. Воспитание дружеских отношений между детьми Тематическая творческая выставка для учащихся 1 классов “Вот что я умею!”.
Май Праздник “Здравствуй школа!” Формирование мотивации к познавательной деятельности Праздник для первоклассников “На одну ступеньку выше”.

“АКАДЕМИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ”

Сентябрь Родительское собрание “Достижения и традиции ЦО, перспективы развития”. Познакомить с Центром образования Родительское собрание “Организация учебного процесса в 1 классе”.
В течение года Встречи учителей начальных классов с родителями воспитанников ГРР. Психолого-педагогическое консультирование. Индивидуальные и групповые консультации для родителей.
В течение года Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников. Психологическое сопровождение учебного процесса, просвещение родителей Индивидуальные и групповые консультации для родителей учителей и специалистов ППС.
Февраль Родительская конференция “Поступление в школу – важное событие в жизни детей”. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Родительские собрания “Наши первые успехи”
Март Оформление стенда “Первый раз в первый класс”. Психолого-педагогическое просвещение родителей Оформление стенда “Наши достижения”.
Март Проведение дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. Информирование родителей о деятельности Центра образования. День открытых дверей для родителей первоклассников.
Май Родительское собрание “Организация учебного процесса в первом классе” Проведение системной работы с родителями Родительское собрание для родителей учащихся начальных классов

Планируемые результаты реализации Программы “Преемственность”:

  • Эффективное функционирование системы учебно-воспитательной работы, которая способствует всестороннему развитию детей, формированию у них творческих способностей при введении ФГОС НОО.
  • Обеспечение комфортных условий успешности обучения и воспитания каждого ребёнка и младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями.
  • Успешная адаптация воспитанников групп кратковременного пребывания “Будущий первоклассник” и учащихся 1-х классов при переходе со ступени дошкольного образования на 1-ю ступень.
  • Создание у учащихся положительной мотивации и уверенности в успехе, чувства сопричастности традициям Центра образования.
  • Осуществление преемственности в содержании обучения и воспитания, формах и методах образовательной работы, в педагогических требованиях и условиях воспитания детей.
  • Снятие проблемы дезадаптации, формирование основ учебной деятельности.