Завершение дошкольного периода в жизни ребенка, поступление в школу – это, прежде всего, его переход на качественно новую ступень в своем развитии. Расширяется диапазон видов деятельности: кроме игровой появляется учебная деятельность, которая в свою очередь во многих случаях носит игровой характер. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера коллективу Центра образования № 1485 помогает специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью эффективной организации и координации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.
В Центре образования № 1485 сложилась определённая система взаимодействия администрации, педагогов и специалистов психолого-педагогической службы по осуществлению преемственности учебно-воспитательного процесса.
Создание условий для всестороннего развития детей, формирования у них творческих, способностей, соответствующих возрастным возможностям в адаптационный период при переходе со ступени дошкольного образования на 1 ступень образования является целью реализации Программы “Преемственность”.
Программа реализуется через
- определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на их основе поступательной взаимосвязи преемственных целей;
- построение единой взаимосвязанной и согласованной системы методического сопровождения учебно-воспитательного процесса (цели, задачи, средства, формы организации УВП);
- построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе и ориентацию на форсированное обучение предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные программы.
Открытие групп кратковременного пребывания “Будущий первоклассник” на базе Центра образования № 1485 способствует формированию мотивации и интереса дошкольников к познавательной деятельности. Основная воспитательная задача учителей, работающих в группах “Будущий первоклассник”, заключается в том, чтобы помочь ребёнку поверить в свои силы, приобрести навыки коммуникативного общения. На этом этапе дошкольники имеют возможность получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и детьми разных возрастов в различных ситуациях.
С первых дней пребывания детей в группах “Будущий первоклассник” учителя, психолог, воспитатели проводят работу по адаптации ребенка к школе: выявляются способности и наклонности ребенка, его умения общаться со сверстниками и со взрослыми.
Игровая деятельность не должна исчезнуть из жизни ребенка с его приходом в группу раннего развития. При переходе в 1 класс необходимо пролонгировать использование специфических дошкольных методов и форм организации жизни детей, и в первую очередь речь может идти о. социоигровых технологиях, которые должны выполнять ведущую роль при формировании коммуникативных навыков.
Под преемственностью между группами кратковременного пребывания и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью создания единого непрерывного образовательного процесса.
Установление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой способствует сближению условий воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе. Таким образом, реализуется положение Закона Российской Федерации “Об образовании” о преемственности.
В нашем Центре образования уделяется большое внимание отбору содержания образования, использованию учебно-методических комплектов, а также использованию педагогических технологий, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка.
Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
В целях создания системы непрерывного образования на основе реализации преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, коллектив Центра образования № 1485 разработал программу “Преемственность”, которая предусматривает работу по следующим направлениям: методическая работа: работа с детьми, “Академия для родителей”.
Время проведения | Группы кратковременного пребывания | Цели | Начальная школа | ||||
Вид деятельности | Вид деятельности | ||||||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
|||||||
Август | Планирование работы групп раннего развития | Осуществление преемственности между дошкольной ступенью образования и 1 ступенью образования | Планирование работы начальной школы на учебный год | ||||
Август | Изучение и анализ программ групп раннего развития и начальной школы. | Единство приемов и методов работы | Изучение и анализ программ групп раннего развития и начальной школы | ||||
Август | Утверждение программ и тематического планирования занятий | Согласование целей | Утверждение календарно-тематического планирования по предметам | ||||
Сентябрь | Взаимопосещение уроков и занятий в группах раннего развития и в начальной школе |
Координирование приемов и методов работы | Взаимопосещение уроков и занятий в группах раннего развития и в начальной школе |
||||
Сентябрь | Создание творческих групп воспитателей и учителей, работающих в ГКП | Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. | Создание творческих групп учителей | ||||
Сентябрь | Психологическое и логопедическое обследование детей групп раннего развития | Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей | Стартовый психолого-педагогический контроль первоклассников | ||||
Октябрь | Семинар “Активные формы развивающих занятий в группах кратковременного пребывания как средство формирования познавательного интереса”. | Подготовка к введению ФГОС НОО | Семинар “Активные формы обучения первоклассников как средство формирования учебной мотивации и развития познавательного интереса | ||||
Октябрь | Открытые занятия. Новые подходы в преподавании русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты. | Распространение и обобщение опыта работы учителей. Преемственность в работе начальной школы и ГКП. | Открытые уроки. Новые подходы в преподавании русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты. |
||||
Октябрь | Взаимопосещение занятий “Азбука для дошкольников и занятий логопеда в ГКП в рамках предметной недели рус- ского языка и литературного чтения |
Распространение и обобщение опыта работы учителей. | Взаимопосещение уроков русского языка и литературного чтения. |
||||
Октябрь | Круглый стол: “Современные подходы к анализу литературных произведений” | Распространение и обобщение опыта работы учителей | Круглый стол: “Современные подходы к анализу литературных произведений” | ||||
Ноябрь | Семинар “Возможности использования легооборудования на занятиях и во внеурочное время” | Знакомство с возможностями использования нового оборудования Центра развивающих игр | Семинар “Возможности использования легооборудования на уроках и во внеурочное время” | ||||
Ноябрь | Заседание МО “Работа учителя, МО в условиях перехода на ФГОС НОО”. | Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО”. | Заседание МО “Работа учителя, МО в условиях перехода на ФГОС НОО”. | ||||
Ноябрь | Мастер-класс “Использование ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения” | Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. | Мастер-класс “Использование ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО” | ||||
Ноябрь | Открытый урок. Новые подходы в преподавании математики в условиях перехода на новые образовательные стандарты. | Распространение и обобщение опыта работы учителей | Открытый урок. Новые подходы в преподавании математики в условиях перехода на новые образовательные стандарты. | ||||
Декабрь | Семинар “Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО” | Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. | Семинар “Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО” | ||||
Де-кабрь | Заседание МО “Использование новых педагогических технологий. Обмен опытом” |
Методическое сопровождение учителей в условиях перехода на ФГОС НОО. | Заседание МО “Использование новых педагогических технологий. Обмен опытом” |
||||
Январь | Заседание МО “Проблемы реализации и эффективность работы по программе “Преемственность” | Координирование приемов и методов работы | Заседание МО “Проблемы реализации и эффективность работы по программе “Преемственность” | ||||
Февраль | Круглый стол “Анализ и самоанализ урока”. |
Методическое сопровождение учителей | Круглый стол “Анализ и самоанализ урока”. |
||||
Февраль | Заседание ПМПК по набору в первый класс | Подготовка к новому учебному году | Подготовка диагностических материалов для итогового психолого-педагогического контроля | ||||
Февраль | Круглый стол “Новые подходы в обучении окружающему миру по программе “Предшкольная пора” | Преемственность в работе начальной школы и ГКП. | Круглый стол “Новые подходы в обучении окружающему миру по программе Виноградовой Н.Ф.” | ||||
Март | Круглый стол “Диагностика творческих способностей и овладения ЗУН воспитанниками ГКП” | Выявление уровня полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей. | Круглый стол “Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 1 классов” | ||||
Март | Заседание МО “Формирование организационных и технологических условий работы с мотивированными учащимися”. | Распространение и обобщение опыта работы учителей | Заседание МО “Формирование организационных и технологических условий работы с мотивированными учащимися”. | ||||
Апрель | Диагностика “Итоги усвоения программы детьми групп раннего развития”. | Выявление уровня усвоения учебного материала | Диагностика “Итоги усвоения программы
первоклассниками”. Проверочные работы |
||||
Апрель | Диагностика “Готовность будущих первоклассников к школе”. | Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка | Итоговый психолого-педагогический контроль. | ||||
Май | Аналитическое совещание “ Итоги работы по программе “Преемственность”. |
Анализ работы и разработка плана работы на следующий год | Аналитическое совещание “ Итоги работы по программе “Преемственность” |
||||
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
|||||||
Сентябрь | Организация занятий в группах раннего развития | Создание условий, для адаптации детей к школе. | Организация учебного процесса в начальных классах | ||||
В течение года | Занятия по программе “Тропинка к своему “я”. | Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка. | Психологическое сопровождение учебного процесса в начальной школе. | ||||
В течение года | Программа “Азбука поведения”. | Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода. | Программа “Введение в школьную жизнь”. | ||||
Сентябрь | Стартовый психолого- педагогический контроль детей в ГКП. |
Стартовый психолого- педагогический контроль первоклассников. |
|||||
Сентябрь | Праздник “Посвящение в первоклассники”. |
Формирование позитивного образа ЦО, знакомство с традициями. | Праздник “Посвящение в первоклассники”. | ||||
Октябрь | Проведение предметной недели по русскому языку и литературе |
Развитие творческих способностей детей | Проведение предметной недели по русскому языку и литературе |
||||
По плану ЦО | Участие воспитанников групп раннего развития в мероприятиях ЦО | Праздники и внеклассные мероприятия для первоклассников | |||||
В теч. года | Работа по программе “Портфолио”. |
Учет достижений детей | Работа по программе “Портфолио”. |
||||
Ноябрь | Проведение предметной недели по математике. |
Развитие творческих способностей детей | Проведение предметной недели по математике. |
||||
Декабрь | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | |||||
По плану ЦО | Конкурсы рисунков, выставки поделок | Конкурсы рисунков, выставки поделок | |||||
Февраль | Проведение предметной недели по ознакомлению с окружающим миром |
Развитие творческих способностей | Проведение предметной недели по ознакомлению с окружающим миром |
||||
Февраль | Спортивный праздник “Веселые эстафеты” | Здоровьесбережение | Спортивный праздник “Веселые эстафеты” | ||||
Март | Праздник, посвящённый 8 Марта “Мамам, бабушкам с любовью!”. | Развитие творческих способностей и навыков общения. | Праздник, посвящённый 8 Марта. | ||||
Апрель | Мероприятия в рамках предметной недели физической культуры. | Здоровьесбережение | Мероприятия в рамках предметной недели физической культуры. | ||||
Апрель | Тематическая творческая выставка “Скоро в школу мы пойдем”. | Воспитание дружеских отношений между детьми | Тематическая творческая выставка для учащихся 1 классов “Вот что я умею!”. | ||||
Май | Праздник “Здравствуй школа!” | Формирование мотивации к познавательной деятельности | Праздник для первоклассников “На одну ступеньку выше”. | ||||
“АКАДЕМИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ” |
|||||||
Сентябрь | Родительское собрание “Достижения и традиции ЦО, перспективы развития”. | Познакомить с Центром образования | Родительское собрание “Организация учебного процесса в 1 классе”. | ||||
В течение года | Встречи учителей начальных классов с родителями воспитанников ГРР. | Психолого-педагогическое консультирование. | Индивидуальные и групповые консультации для родителей. | ||||
В течение года | Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников. | Психологическое сопровождение учебного процесса, просвещение родителей | Индивидуальные и групповые консультации для родителей учителей и специалистов ППС. | ||||
Февраль | Родительская конференция “Поступление в школу – важное событие в жизни детей”. | Психолого-педагогическое просвещение родителей. | Родительские собрания “Наши первые успехи” | ||||
Март | Оформление стенда “Первый раз в первый класс”. | Психолого-педагогическое просвещение родителей | Оформление стенда “Наши достижения”. | ||||
Март | Проведение дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. | Информирование родителей о деятельности Центра образования. | День открытых дверей для родителей первоклассников. | ||||
Май | Родительское собрание “Организация учебного процесса в первом классе” | Проведение системной работы с родителями | Родительское собрание для родителей учащихся начальных классов |
Планируемые результаты реализации Программы “Преемственность”:
- Эффективное функционирование системы учебно-воспитательной работы, которая способствует всестороннему развитию детей, формированию у них творческих способностей при введении ФГОС НОО.
- Обеспечение комфортных условий успешности обучения и воспитания каждого ребёнка и младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями.
- Успешная адаптация воспитанников групп кратковременного пребывания “Будущий первоклассник” и учащихся 1-х классов при переходе со ступени дошкольного образования на 1-ю ступень.
- Создание у учащихся положительной мотивации и уверенности в успехе, чувства сопричастности традициям Центра образования.
- Осуществление преемственности в содержании обучения и воспитания, формах и методах образовательной работы, в педагогических требованиях и условиях воспитания детей.
- Снятие проблемы дезадаптации, формирование основ учебной деятельности.