Цели урока:
- обручающая: приобретение понятий о водном транспорте и их видов и типов; введение характеристик водного транспорта; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
- развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
- воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание чувства сотрудничества в парах.
Задачи урока:
- повторить и закрепить знания по теме “Архимедова сила. Плавание судов”;
- заинтересовать в получении новых знаний по теме.
- показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация “Плавание судов”, стакан с газированной водой и виноградинка, оборудование для фронтальной работы (сосуд с водой, фольга, монеты, гвоздь, салфетка).
Учебник: А.В. Перышкин “Физика – 7” М. Дрофа, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей и задач урока, домашнего задания (Приложение. Слайд 1–3).
II. Актуализация знаний. (Задание у каждого учащегося на парте и лист для ответа.)
Вариант 1.
Упражнение на внимание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, просматривая текст, найти и выписать слова, связанные с физикой.
ВАМАССАПРНКТПЛАВАНИЕМИЬТЩКИЛОГРАММЬЦТКЦСИЛА
ЛОУКАРХИМЕДЬЫТЙГАЗБЬЦЖИДКОСТЬ3БФЦЯДАВЛЕНИЕТОУ
УЙАТМОСФЕРАХЪДМБЗПАСКАЛЬЮФБКШ2НЬЮТОНЖЩЕЛЫЯ
БЬЩВЕСТЕЛОЛПЗУЩВОДАЬЦЮЖЬМШБПЛОТНОСТЬФЫЭЮЭЦЙ.
Вариант 2.
Упражнение на внимание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, просматривая текст, найти и выписать слова, связанные с физикой.
ЮФБВПЛОТНОСТЬЯЮБЗЩКВОДАЬМИНУЦЩПАСКАЛЬТГПГАЗТГЫ
ТЕЛОКЫЖЩДЕВСИЬШУЛВДАВЛЕНИЕТОВТСПЛАВАНИЕЯСЧУК
МЧВУКИЛОГРАММЧЯЫУЦВСИЛАБЬДШЗЪАРХИМЕДЫВЦЙЪЁТИЗ
МСАВКУПАТМОСФЕРАСЦУХЪЁЖИДКОСТЬЧТМСВМАССАЯЭХЪВ
Демонстрируется Слайд 4 с ответами.
III. Формирование новых знаний.
Слайд 5.
Понятие “Судно” и “Корабль”.
Слайд 6.
О водном транспорте и пойдет наш разговор, а вы заполните таблицу
(у каждого учащегося в тетради есть заготовка):
Водный транспорт.
Надводный | Подводный |
Слайд 7.1
Надводный транспорт
Слайд 8.
По району отправления.
Слайд 9.
По типу двигателя
Слайд 10–15.
По назначению.
Слайд 16–17.
Парусные суда
Слайд 18–20.
Подводный транспорт.
Демонстрационный эксперимент: В стакан со свеженалитой газировкой бросим виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, и когда их станет довольно много, виноградина всплывёт. На поверхности пузырьки лопаются, газ улетает, и отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Так будет продолжаться до тех пор, пока газировка не “выдохнется”.
По аналогии плавает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.
Слайд 21–22.
Характеристики судна – осадка.
Слайд 23.
Фронтальный опыт:
- Что произойдет с пластиной из металлической фольги, если вы её опустите на воду?
- Согните эту пластину в виде коробки.
- Что произойдет с коробочкой из металлической фольги, если вы её опустите на воду?
- Как изменить осадку модели судна, использую монеты?
Слайд 24.
Характеристики судна – ватерлиния.
Слайд 25.
Фронтальный опыт:
- На боковой поверхности коробки нанесите ватерлинию.
- Что произойдет с коробкой-лодкой, если в её дне есть пробоина?
Вывод: Точно также ведут себя и суда. В стальных кораблях есть воздух. Он занимает много места. Если на место воздуха впустить воду, то судно тонет.
Слайд 26.
Характеристики судна – водоизмещение.
Слайд 27.
Вопросы:
- Водоизмещение судна 240000 кН.
- Чему равен вес воды, вытесненной этим судном при погружении его до ватерлинии?
- Чему равен вес этого судна вместе с грузом, если уровень воды доходит до ватерлинии?
- Чему равна действующая на судно выталкивающая сила, если оно погружено до ватерлинии?
Слайд 28.
Характеристики судна – грузоподъёмность.
Все суда обладают достаточно большой массой, а значит, и силой тяжести. Благодаря чему же они держатся на воде и перевозят большие грузы? Мы знаем, что любое тело вытесняет своей подводной частью столько жидкости, что её вес равен весу тела в воздухе. В свою очередь, вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Получается, что судно, погружаясь в воду, находится в равновесии.
Слайд 29–31.
Морские порты Сахалина – сообщение учащегося.
Сахалин включает в себя одиннадцать морских портов, из них восемь торговых портов, два рыбных порта и один ведомственный морской порт Москальво (принадлежащий ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз").
Поскольку остров Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различаются. Порты, расположенные в южной и юго-восточной части острова, это Невельский, Холмский, Корсаковский и Красногорский – имеют круглогодичную навигацию. Морские порты центральной и северной части острова – Углегорский, Шахтерский, Бошняковский, Александровск-Сахалинский и Поронайский – открыты для навигации с середины апреля по середину октября, то есть всего полгода, а в порту Москальво навигация открывается на месяц позже, то есть в середине мая.
Во всех портах, кроме морских торговых портов Холмска, Корсакова и частично Шахтерска, преобладает рейдовая обработка судов, что ограничивает применение судов большой грузоподъемности. В тоже время, самые крупные порты Сахалина (Корсаков и Холмск) имеют также ограничения по глубинам (6–8 метров) и размерам акваторий, что практически исключает возможность захода под грузовые операции судов грузоподъемностью свыше 6–7 тысяч тонн. На акваториях портов занимающихся рейдовой отгрузкой угля – Бошняково, Углегорск, Александровск-Сахалинский и Шахтерск,
Ведомственный морской порт Москальво расположен на севере острова в заливе и не защищен от штормовых ветров. Глубины в морском порту позволяют принимать у причалов суда с осадкой до 6 метров и грузоподъемностью до 5-6 тыс. тонн.
Холмский и Невельский морские рыбные порты являются портами с причальной обработкой транспортного флота.
Все имеющиеся портовые пункты островов Курильской гряды являются структурными подразделениями рыбоперерабатывающих предприятий островов.
Открыт для международного сообщения и захода иностранных судов морской порт "Пригородное" (поселок Пригородное Корсаковского района на берегу залива Анива – юг Сахалина). Транспортировка и отгрузки нефти и СПГ и не только на территории Сахалинской области и прилегающем к ней континентальном шельфе началась с декабря 2008г.
На месторождении Чайво, на континентальном шельфе, создана ледостойкая буровая платформа. Одобрено предложение Федерального агентства морского и речного транспорта о присвоении географического наименования "Чайво" морской специализированной порт.
Слайд 32–34. Пагубные последствия судоходства.
IV. Закрепление.
Слайд 35–36.
В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море
лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива,
измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек,
которые покроет вода за 2 часа.
Вопрос: Получит ли он верный результат?
(Нет, так как положение корабля относительно поверхности воды не изменяется)
Слайд 37. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик.)
Слайд 38.
“Мертвая голова” А.Р.Беляева – рассказ учащегося.
Для своего спасения во время наводнения герой рассказа Морель решил сделать плот. Однако плот этот не всплыл. “В чём же дело, чёрт возьми?” – раздраженно крикнул Морель. Он взял валявшийся на берегу кусок железного дерева, из которого был сделан плот, бросил в воду и тотчас воскликнул: “Есть ли на свете, такой осёл, как я?.. Тяжёлый урок!” Опустив голову, Морель смотрел на кипевшую реку, в водах которой было погребено столько усилий и труда.
Вопросы: Почему плот не всплыл? Чего не учёл литературный герой?
Слайд 39.
Как меняется осадка судна при переходе из реки в море?
Слайд 40.
Н.А. Некрасов. “Дедушка Мазай и зайцы”
…Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас – да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Вопрос: Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку?
V. Подведение итогов урока.
Релаксация. Прием незаконченных предложений (заготовки у каждого учащегося на парте – в конце урока сдают.)
- “Я сегодня на уроке понял, что…”
- “Мне было особенно трудно…”
- “Для меня осталось непонятным…”
VI. Домашнее задание:
§ 51, Упр. 26 (1,2)