Решение уравнений. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме “Уравнения”;
  • развивать качества мышления: логику мышления, рациональность;
  • активизировать мыслительную деятельность различными формами работы;
  • воспитывать познавательную культуру;
  • формировать устойчивый интерес к предмету;
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • развивать навыки самостоятельной деятельности, оценивания своих учебных достижений, умения совместной деятельности.

Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа (урок закрепления и развития знаний, умений и навыков).

Место урока в системе уроков: последний урок по теме “Решение уравнений”.

Оборудование: доска, карточки.

Ход урока

І. Организационный момент.

Перед вами число. (830)

Какие ассоциации у вас вызывает это число? (Несколько идей.)

Откройте тетради и вспомните, что было задано на дом. Найдите сумму корней ваших домашних уравнений. (Сумма равна 830.)

С какой темой мы работаем с вами на протяжении нескольких уроков? Кто сформулирует тему урока? (Уравнения.)

Подумайте и скажите, чем мы сегодня на уроке будем с Вами заниматься?

ІІ. Создание учебной ситуации (воспроизведение учащимися знаний, которые необходимы для работы по теме).

Почему у некоторых не получилась сумма корней 830?
Какие сведения надо повторить?

“Тихий опрос”.

Работаем в парах – “тихий опрос”.
Где мы сможем найти ответы на вопросы опросника, если что-то забыли? (В справочнике и стихотворении.)
Система оценивания сегодня следующая: 2 звезды – если ответил на вопросы без справочника, 1 звезда – на вопросы, но пользовался справочником, 0 звезд – если не смог ответить на вопросы.

Когда уравненье решаешь дружок,

Ты должен найти у него корешок.

Значение буквы проверить несложно,

Поставь в уравнение его осторожно.

Коль верное равенство выйдет у вас,

То корнем значенье зовите тотчас.

Вопрос Знаю “+”, не знаю “-”  Знаю “+”, не знаю “-”
1. Что называют уравнением?    
2. Что значит решить уравнение?    
3 Что называют корнем уравнения?    
4. Как выполняется проверка правильности решения уравнения?    
5. Как найти неизвестное слагаемое?    
6. Как найти неизвестное уменьшаемое?    
7. Как найти неизвестное вычитаемое?    
8. Как найти неизвестный множитель?    
9. Как найти неизвестное делимое?    
10. Как найти неизвестный делитель?    
11. Приведите примеры из жизни, где применяются уравнения    
Оценка    

Сравните свои результаты с предыдущими.

III. Работа с учебной задачей (выполнение учащимися различных заданий).

1. Работа со способами решения уравнений.

Мы с вами уже не один урок работаем с уравнениями. Перед вами несколько уравнений. Разложите эти уравнения на четыре группы. Признак, по которому раскладываете, придумайте сами. Работа в парах.

1. 348 + х = 848
5. а·32 = 64
2. с:2 = 16
8. 84·а + 2 = 86
10. 48 – с:6 = 30
6. 56 – (к + 34)=20
4. 3х + 4х = 49
7. 5у – у = 56
3. 7а +3а – а = 81
9. 4х +54 – 2х + 46 =100
11. 100 + 5у – 55 – 2у = 90

По какому принципу вы разложили эти уравнения ?

(По способу решения: простейшие, “по действиям”, используя распределительный закон, упрощение и распределительный закон.)

Давайте попробуем очень быстро решить предложенные уравнения. Работаем по очереди, объясняя каждый свой шаг.

2. Работа с корнями уравнений и проверкой.

Перед вами уравнение, но, к сожалению, некоторый растеряха наляпал и получил несколько числовых значений переменных. Помогите растеряхе определить, какое из чисел является корнем уравнения.

Какие способы у нас для этого есть?

(Первый – решить уравнение, второй – подставить числа, т.е.сделать проверку решать такие уравнения мы еще не умеем, следовательно, сделаем проверку.)

57·10 + 32:х:х = 578
6; 2; 570; 4; 8; 10.

Давайте перечислим этапы решения уравнений.

(Определение способа решения, решение, проверка, ответ.)

Для чего нужен каждый этап решения уравнений?

Физкультминутка.

Мы устали и нам надо отдохнуть. Прочитаем стихотворение и покажем, о чем говорится в этом стихотворении.

3. Самостоятельная работа

Ребята, перед вами несколько чисел. Составьте уравнение с этими числами такое, чтобы любой ученик пятого класса мог его решить.

324, 28, с, 320

Кто может предложить свое уравнение для решения ребятам?

(324 – 28:с = 320)

IV. Этап рефлексии

  1. Чем мы занимались на уроке?
  2. Зачем надо уметь решать уравнения?
  3. Какие способы решения уравнений вам известны?
  4. Каковы этапы решения любого уравнения?
  5. Как вы оцените свою работу на уроке?
  6. Ваше домашнее задание – составить самостоятельную работу для друга, в которой будет 4 уравнения, решаемы различными способами.