Цели урока:
- Обучающая: закрепление понятия пропорции в ходе решения уравнений и задач.
- Развивающая: развитие зрительной памяти; грамотной речи; развитие умений сравнивать, обобщать.
- Воспитательная: воспитание чувства ответственности, аккуратности, культуры общения.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Оборудование и материалы:
- Запись и рисунки для оформления доски.
- Рисунки и карточки для устной работы.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тексты для самостоятельной и домашней работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности и объявление темы, целей урока.
На доске записаны слова:
Частное | Учащиеся дают определение этим понятиям. |
Процент | |
Отношение | |
Масштаб | |
Абсцисса | |
Пропорция |
Какое слово лишнее? Почему? (Абсцисса)
Какое ключевое слово? (пропорция), следовательно тема урока “Пропорция”. На уроке решаем уравнения, используя основное свойство пропорции, решаем задачи методом пропорции.
3. Определение формы урока.
Учитель: Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Для поднятия математического аппетита я пригласила на урок известную телевизионную программу “Пока все дома” (На доске оформлены программы рисунками- прилагаются, записью рубрик:
- Зверьё моё.
- За чашкой чая.
- Оч.умелые ручки.
- Домашний доктор.
Под рисунком телефона его номер: 55-12-34 свои отклики о передаче, пожелания, рецепты хорошего настроения сообщайте по этому телефону.
4. Рубрика “Зверьё моё” – работа устно.
1) Какая рыба без чешуи? (Приложение 1).
Щука – 15, Сом – 18, Карась – 10 <Рисунок 1, 2>
Ответ: Сом –18 (показать рисунок, рассказать о нём).
2) Из какой сказки слова: “ ….а дорога долга, а корзинка не легка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок”? <Рисунок 3, 4>
Три медведя –
Маша и медведь –
Мужик и медведь –
Задание:
- Из первой строчки выбрать наименьшее число.
- Из второй строчки – наибольшее число.
- Из третьей строчки ни наибольшее, ни наименьшее число.
Найти сумму выбранных чисел.
Ответ: .
(Показать рисунок, рассказать о нём).
3) Скажите, дети, поскорее, какое животное бегает всех быстрее?
Задание: Объём куба равен 1/8 дм3. Найдите длину всех рёбер.
Лось – , Гепард – 6, Заяц –
Ответ: 6 дм – Гепард (показать рисунок, рассказать о нём). Рисунок 5, 6
5. Рубрика “За чашкой чая”.
Обсуждаем поговорку “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
Цениться тот дом, та семья, где живут гостеприимные люди, где царит мир и уют. Мы в дружной семье учащихся 6 класса и ведём задушевную беседу за чашкой чая. К учительскому столу приглашаются 7 человек. Они выбирают карточку – чашку с задачей, решаемой методом пропорции. Решив задачу прикрепляют карточку к доске на место числа – ответа. На каждой карточке-чашке написана буква. В результате получается слово “СПАСИБО”.
Примеры задач: <Рисунок 7, 8>
Чашка с буквой С: Оля купила 8 тетрадей по цене 9 рублей. Сколько ручек сможет купить Оля на эти же деньги, если ручка стоит 6 рублей.(Ответ: 12)
Чашка с буквой А: Автомобиль проехал 195 км со скоростью 78 км/ч. Какое расстояние проедет мотоциклист за это же время, если скорость в два раза меньше скорости автомобилиста? (Ответ: 97,5).
6. Рубрика: “Оч. умелые ручки”.
В это время учитель предлагает остальным учащимся задание:
“Вашим умелым ручкам предлагается начертить координатный угол и построить в нём треугольник АВС по координатам его вершин (координаты вершин – это корни уравнений). У каждого на столе – таблица (Оч.умелые ручки) <Рисунок 9>
К доске приглашаются три ученика. Каждый находит координаты одной из точек, решая два уравнения: А(3;2), В(3;3), С(11;9). Четвёртый ученик строит треугольник АВС.
Обсуждаем: вид треугольника, название сторон, находим его площадь
(прямоугольный треугольник, стороны: катеты и гипотенуза, площадь –
7 см2).
7. Рубрика “Домашний доктор”.
После проверки предыдущих заданий учитель продолжает: “Чтобы узнать здоровы ли вы и готовы ли выполнять более сложные задания по теме “Пропорции” доктор Пилюлькин предлагает тест, в котором нужно выбрать верные утверждения и из соответствующих им букв составить слово”.
Каждому ученику выдаётся тест “Доктор Пилюлькин заботится”. <Рисунок 10>
При правильном выполнении его получается слово АП-ЧХИ. Обсуждаем его, приходим к выводу, что нужно больше внимания уделить своему здоровью, прислушаться к советам доктора.
8. Домашнее задание.
Домашняя контрольная работа “Советы доктора Пилюлькина” (выдаётся каждому ученику). <Рисунок 11, 12>