Задача формирования вычислительных навыков – центральная в курсе математики начальных классов. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования их при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение четырех лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки.
Большую роль в развитии мышления на уроках математики играют систематические и целенаправленные игровые упражнения.
1. Игра “Куча мала”.
Ученикам предлагается запомнить сначала 3, а затем 5, 6,7 чисел.
Учитель называет числа один раз, а ученики записывают их. После знакомства с таблицей сложения ученики складывают последовательно каждые два числа.
Например:
2. Игра “Три дорожки Ильи Муромца.
В игре используются знания таблицы умножения.
1-я дорожка: ученики записывают названный ряд чисел;
2-я дорожка: учащиеся поочередно складывают числа первого ряда;
3-я дорожка: ученики перемножают числа первого ряда.
Например:
3. Игра “ Математические цепочки”.
Например:
А) Детеныши, какого животного еще слепые, а уже умеют защищаться от врагов.
Крот – 1
Еж – 0
Волк – 2
1х7 + 3 – 10 = ?
Б) Это растение каждой бродячей собаке радо. Даже лис, медведей и волков не боится. Они дерут его клыками, когтями рвут, а растение за них цепляется – расстаться с ними не может. Что это за растение?
Мокрица – 3
Молодило – 2
Репейник – 1
8х1 + 2 – 9 = ?
4. Игра “ Светофорик”.
Учитель прикрепляет к доске три круга: красный, желтый, зеленый. Рядом с ними записывает числа.
Например:
На парте у каждого ученика лежит комплект из трех кружков – огней светофора. Учитель называет пример: “8 плюс 2”. По команде учителя “Приготовились!” учащиеся решают пример и по команде “Включили!” показывают учителю соответствующий кружок.
5. Игра “Русское лото”.
Учитель сообщает детям, что они будут играть в “Русское лото”, объявляет
номер тиража и раздает каждому ученику билет с некоторыми числами от 1 до 90.
Среди этих чисел есть ответы к заданиям, которые будет читать учитель. Ученик
должен устно выполнить вычисления, найти в билете число и зачеркнуть его.
Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете.
Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа правильно. Ему учитель ставит “5”
или вручает приз.
К каждому тиражу составляются новые задания, а к ним соответствующий билет.
Например:
- Увеличь 9 на 6
- Уменьши 13 на 5
- Найди сумму чисел 6и5
- Найди разность чисел 70 и 20
- К 70 прибавить 6
- Из 84 вычти 4
- Насколько 60 больше 30
- В каком числе 4дес. и 5 ед.
- Какое число следует за числом 69
- Какое число предшествует числу 30
Билет “Русское лото”
47 | ||||||||
38 | 56 | |||||||
8 | 11 | |||||||
45 | 70 | 50 | ||||||
29 | 76 | |||||||
30 | 80 |
6. Игра “Математическая мозаика”.
У каждого ученика имеется карточка с записанными на ней числами. Учитель диктует задание, ученик считает и закрашивает полученное число, в результате, если все задания выполнены верно, получается цифра 5
32 | 45 | 35 | ||
49 | 5 | 12 | ||
10 | 40 | 8 | 80 | |
90 | 21 | 6 | 72 | |
64 | 81 | 7 |
Например:
- 5 х 7
- Увеличь 9 в 5 раз
- Первый множитель 8, второй множитель 5. Найди произведение.
- 9 х 9
- Какое число надо умножить на 6, чтобы получить 42
- Уменьши 32 на 4
- Во сколько раз 5 меньше 30
- Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.
- Увеличь 8 в 8 раз
- 8 х 4
- Во сколько раз 45 больше 9
Литература:
- Журнал “Начальная школа”
- Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина. И учеба, и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- С.А.Шмаков. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа,1993. – 112с.