Развитие речи – одна из главных задач воспитания ребёнка. Очень важно, что бы у наших детей была хорошо развитая речь эмоциональная и образная, которая будет способствовать общительности ребёнка и придаст уверенности в себе. Ученые единодушны во мнении, что театр один, из самых ярких, красочных и доступных восприятию форм искусств. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию творческого потенциала ребёнка, а так же позволяет решать многие проблемы дошкольника: воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребёнка. Дошкольник усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы все поняли.
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. В этих играх отрабатывается навык правильной и выразительной речи, уверенного общения в коллективе. Важно создать благоприятную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы.
Все эти забавы не только способствуют развитию воображения, мышления, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Цель: Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Программное содержание:
- Учить драматизировать, передавать образное содержание потешки, используя фигурки пальчикового театра.
- Формировать умение отчётливо произносить слова, короткие фразы с разной интонацией.
- Воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
- Развивать общую моторику, осязательную чувствительность, обоняние, зрительное внимание. Развивать глазодвигательную функцию глаз.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, игрушка кошка, костюм хозяйки, волшебная палочка, фигурки пальчикового театра, “волшебная” коробочка с угощением, медали.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Дети заходят в группу с воспитателем. .
– Ребята! Посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся (дети
здороваются).
– Ой, что вы слышите (звучит аудиозапись: голос кошки) кто же это? (Это
кошечка мяукает.)
(За цветком сидит кошка.)
– Вот ты где спряталась. Выходи скорей. Давайте погладим её (дети гладят кошку). Какая шерстка у кошечки? (Мягкая, серая, пушистая.) Мне кажется, что киска замёрзла. У неё холодные лапки. Ведь на дворе зима. Вот она и пришла к нам в гости – погреться. Давайте пожалеем кошечку и скажем ей такие слова:
2. Проговаривание чистоговорки.
“Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Киске холодно зимой”.
Ребята, скажем тихо, что бы не напугать киску. (Проговариваем чистоговорку хором.)
А теперь ты, Данил, скажи тихо (предлагаю еще одному ребенку проговорить тихо)
– А теперь скажем громко, чтобы киска хорошо услышала нас. (Проговариваем
все вместе.)
– А ты, Ксюша, хочешь сказать громко, чтобы киска услышала тебя?”
(Проговаривает, спрашиваю ещё 2 ребёнка.)
3. Рассказывание потешки.
– Ребята, а вы хотите узнать, почему же киса оказалась на улице?
(Предлагаю детям сесть на стульчики.) Оказывается, она обиделась на свою хозяйку. (Надеваю фартук и косынку и разыгрываю потешку с игрушкой).
Хозяйка:
– “ Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла?”
Киска:
– “ Не хочу я с вами жить
Хвостик негде положить.
Ходите, гуляете, на хвостик наступаете”.
– Ребята, почему же обиделась киска? (Потому что киске наступили на
хвостик.) Конечно, больно, когда наступают на хвостик. Поэтому киска и
ушла на улицу.
– Послушайте еще раз, что сказала киска (выразительно проговариваю слова кошки).
Каким голосом говорила киска? (Обиженным, грустным.)
– А как вы думаете, если бы хозяйка пожалела киску, извинилась, ушла бы она или
нет?
Предлагаю детям пожалеть киску. (Не расстраивайся киска. Мы тебя обижать не будем. Мы тебя любим.)
– Вот киска успокоилась, повеселела и захотела поиграть. А вы хотите
поиграть с киской? (Да.) Сейчас я превращу вас всех в котят. У меня есть
волшебная палочка. Дотронусь, до каждого. И вот вы уже не ребята, а весёлые
котята.
4. Релаксационное упражнение “Котята”.
– Озорные котята ходят, выгибают спинки. Покажите как вы умеете это делать.
Молодцы.
– А ещё котята виляют хвостиком. Какие замечательные весёлые котята”.
Но вот котята устали и легли на коврик. (Включается спокойная музыка).
Устраивайтесь на коврике поудобнее. Руки положите вдоль туловища.
Животики поднимаются и опускаются. Котята спокойно дышат.
– На ковре котята спят
Дети: Мур, Мур
– Просыпаться не хотят.
Дети: Мур, Мур
– Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Дети: Мур, Мур.
– Вот на спинку все легли (ложатся)
Расшалились все они
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят”.
(Дети поднимают ноги и руки вверх и начинают активно ими работать).
Кто-то вдруг как зарычал,
Всех котят перепугал.
Кто же это? Смотрят, а это соседский пёс-Барбос.
(Беру указку с мордочкой собачки на конце и провожу зрительную гимнастику.)
5. Упражнения на развитие глазодвигательной функции.
(Медленно направляю указку направо – налево, вперёд – назад). Дети следят за “собачкой” глазами.)
Ушел пес-Барбос, а котята скорее на стульчики побежали.
А сейчас я еще раз задену вас волшебной палочкой, и вы опять превратитесь в ребят.
– Ребята, хотите ещё раз послушать потешку про киску? (Да)
– Только теперь хозяйкой буду не я, а кукла Катя”, (разыгрываю потешку с
помощью куклы и игрушки кошки).
– Ребята, а вы хотите стать артистами и исполнить роль кошечки?
Хозяйкой будет кукла, а вы – киской. На пальчик нужно надеть маску кошечки и сказать те слова, которые говорила она.
Алина, хочешь говорить за кошечку?” (да)
Пожалуйста выбери себе маску кошечки, которая тебе больше нравится. (Дети по очереди говорят слова киски, надев на пальчик маску.)
6. Заключительная часть.
– Ребята, понравилось вам быть артистами? И мне, и киске тоже очень понравилось. Вы старались, говорили громко, старались передать настроение киски. Как настоящие артисты.
Кошечка что-то хочет вам сказать (подношу кошку к уху). Она дарит вам
эту красивую коробочку. Хотите узнать, что в ней? Давайте попробуем
определить это по запаху. Подходите поближе ко мне. (Приоткрываю коробочку.
Дети по запаху узнают шоколадные конфеты.)
А я хочу вам подарить вот такие медали (показываю) за ваше старание. Вы молодцы! (Награждаю детей медалями и угощаю конфетами.)