Цели:
- развивать умение складывать и вычитать многозначные числа с переходом через разряд;
- закреплять знания нумерации многозначных чисел: чтение и запись, сравнение; выражение числа в разных счётных единицах, представление его в виде разрядных слагаемых;
- развивать интерес к математике, мышление, речь, память.
I. Организационный момент.
Учитель: Издавна называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.
– Сегодня мы отправимся в моё царство математики.
Ученица: Царица математика хоть и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком. Ребята, готовы? Царица математика начинает обход своих владений.
Учитель: Почему корабли не садятся на мель, а по кругу идут сквозь туман и метель?
Дети:
Потому что, потому что,
Вы заметьте – ка,
Капитаном помогает
Арифметика.
Профессор: Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики – один из важных разделов математики. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действия над ними. Принцесса Арифметика, явитесь с отчётом к царице математике.
Принцесса Арифметика: Числа моих владений исправно трудятся. Давайте, ребята, покажем царице математике, как числа трудятся.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальные задания у доски:
а) Представить в виде суммы разрядных слагаемых:
68 702 =
709 004 =
560 800 =
б) Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
70 000 + 700 + 7 =
60 000 + 4 000 + 30 + 4 =
40 000 000 + 2 000 000 + 90 000 + 8 000 + 700 + 5=
в) Сравните числа:
73 481 * 73 941
300 030 * 300 003
9 999 * 10 000
Фронтальная работа.
1) Продолжить последовательность чисел:
5000, 4090, 4080, …. ….
2) Вычислить устно:
40000 – 30000
19999 + 1
105 : 105 + 16 • 0
100 + 25 • 4
72 : 4 + 38
3) Задача на смекалку:
а) Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов?
б) Женщина несла 10 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?
в) Если красный шарф опустит в воду, то каким оно станет?
г) Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
Проверка выполнения индивидуальных заданий.
III. Постановка темы урока.
Принцесса Арифметика приготовила для вас много интересных заданий. Она уверена, что вы достойно продолжите тему предыдущего урока. Кто её помнит? (Сложение и вычитание многозначных чисел.)
IV. Физкультьминутка.
Мозгова разминка:
Качания головой
Шапка для размышлений
Стрелка глазами
Физкультминутка.
Можно в моём царстве и отдохнуть, потанцевать. (Музыка “Дважды, два – четыре”.)
V. Работа с геометрическими заданиями.
Профессор: Царица наук продолжает обход своих владений. Сейчас она посетит владения принцессы Геометрии. Геометрия – это раздел математики, в котором изучаются геометрические фигуры и их свойства. Принцесса Геометрия, явитесь с отчётом к царице Математике.
Принцесса Геометрия.
Геометрические фигуры моих владений, Ваше величество, исправно трудятся. Давайте, ребята, покажем царице наук, как геометрические фигуры трудятся.
Учитель: Решите задачу:
Две третьеклассницы
Марина и Оля
Вместе находят
Периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле квадрат,
25 метров – длина стороны и
Никаких нет данных иных
– А теперь задача посложнее:
Длина прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Найти площадь квадрата, имеющего тот же периметр, что у данного прямоугольника.
Итог.
Царица наук математика закончила обход своих владений. Завтра вас ждёт новая контрольная работа по теме “Многозначные числа”, посмотрите те задания, которые выполняли в классе.
Домашнее задание № 4 (б,г), № 7 с. 80–81.