Знай, люби и понимай природу

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему ее судьба в наших руках, развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.

Оборудование: глобус, плакаты, кроссворд, белка, музыкальные произведения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

– Сегодня мы проведем с вами внеклассное занятие. Это будет занятие-игра. Игра не простая, будем учиться играя.
Д. – А чему учиться? Математике?
У. – Нет.
Д. – Так грамматике?
У. – Нет.
Д. – Может чтению?
У. – Нет!
Д. – А чему же? Неизвестно?
У. – Неизвестно! Интересно?
Д.Интересно!
У. – Ну так слушайте рассказ.

III. Постановка цели.

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, Вдруг – чудеса.
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот Дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Все перепуталось, все запуталось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли домом знаком?

– На какой улице вы живете?
– В каком районе?
– Как называется наш город?
– Край?
– Страна?
– На каком материке находится Россия?

У. – Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь... (учитель открывает доску, и дети хором читают).

_______________________
Дом, в котором мы живем.
-------------------------------------
 

У. – Да, именно Земля – наш общий дом. – Посмотрите на нашу планету Земля. (Глобус, на нем четыре белых пятна.)
У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами общий пол -земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко (вывешиваю рисунок солнца). У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи (рисунок). И вентилятор тоже один – это ветер.
Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая она и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живем.

IV. Условия игры.

У. Перед вами глобус – модель Земли. Как видишь, на нем есть белые пятна. Цель нашей игры – убрать эти пятна. Вы сможете сделать это, отвечая на вопросы моей помощницы “Белочки”
– О чем будут вопросы первого тура? Узнаешь, отгадав загадку:

Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

Д.Вода.
У. – Правильно, две трети земной поверхности занимает вода.

Реки, речки и моря
По земле текут не зря.

Инсценировка “Океанская вода”.

Спросил на днях малы – сосед
У струйки льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна
Откуда ты? спросил росу.
Поверь, и я из океана.
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и тумана
откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана.
Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в дождинке,
И в росинке,
И в снежинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

У. Действительно, любая капелька на Земле – пришелица из океана. А сколько океанов на Земле?

Д. – 4.

У. – Угадайте, сколько морей 34, 54 или 74?

Д.54.

У. – Правильно! А теперь вопросы от помощницы – белочки.

  1. Как называется начало реки? (Исток.)
  2. Какое озеро самое большое на Земле? (Каспийское море.)
  3. Перечислите моря, названия которых обозначают цвет? (Красное, Черное, Желтое, Белое.)

У. – Молодцы! А теперь скажите, почему важно охранять воду?

(Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, растениям, животным нужна вода. Фабрики, заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная. Не экономят ее в квартирах, хозяйствах.)

Мы открываем первое “белое пятно”.

II-й тур.

Чтобы узнать, как он называется, угадайте загадку.

Если у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладоней.

Д. – Лес.

У. – этому земному другу и будет посвящен II-й тур.


Про зеленые леса И лесные чудеса


(картина леса)

У. – Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Завод, который выпускает кислород.

Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы, как вести себя в лесу? Как поступить с костром? С ненужной бумагой, мусором?

  1. А теперь вопросы от белочки.
  2. У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (Лиственница.)
  3. Почему цветы красивые и душистые?
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рыбина.)
  5. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?

– Молодцы! Еще одно белое пятно открыто.

Физкультминутка.

III-й тур

У. – Какой же лес без птиц.

– Какую пользу приносят птицы в лесу?

Белочка приготовила кроссворд “Зимующие птицы”.

– Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?

Многие виды птиц исчезают.

Плакат “Они охраняются законом” (птицы).

– Кого еще мы можем встретить в лесу, вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Что за зверь лесной
    Встал, как столбик
    Под сосной
    И стоит среди травы,
    Уши больше головы? (Заяц.)
  2. Кто зимой холодной
    Бродит злой,
    Голодный? (Волк.)
  3. По веткам скачет,
    Да не птица.
    Рыжая, да не лисица? (Белка.)
  4. Думал, кошка.
    Крикнул: “Брысь!”
    Оказалось, – это... (Рысь.)
  5. Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живет
    В деревне кур крадет? (Лиса.)

У. – И животных все реже мы можем встретить в наших лесах. Их тоже охраняет закон. “Берегите их осталось мало”

Молодцы! Вы разгадали кроссворд, загадки и еще одно пятно исчезло с
нашего глобуса.

А сейчас последний IV-й тур нашей игры.

IV-й тур

У. – Бегут по земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые лиса, а над морями и горами, над зелеными лесами раскинулось огромное голубое... (небо)

– Четвертый тур наше игры так и будет называться.

__________________
Какое небо голубое...
------------------------

– Слово голубое написано буквами всех цветов радуги:
– Радуга.

Льется с неба синий цвет,
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое!

– Действительно, почему небо голубое? Не красное, не зеленое, а именно голубое? Я вам объясню.

Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, она раскладывает его на семь цветов. Теперь каждый луч мчится к Земле самостоятельно. На пути лучей встречается много препятствий: пылинки, частички газов, капельки воды.

Красный, оранжевый, желтый цвета могут обходить эти препятствия. А вот синий, голубой, фиолетовый, зеленый натыкаются на препятствия, отскакивают, как мячики, натыкаются на другие препятствия, начинают блуждать в атмосфере. Ученые в таком случае говорят: “Свет рассеивается в атмосфере”.

Больше всего в атмосфере синих и голубых лучей. Они и делают небо голубым – голубым.

– Что может сделать небо серым, загрязнить его?
– Как с этим бороться?
– А теперь вопросы от белочки:

  1. Кто гоняет ветер по белу свету? (солнце)
  2. Что страшнее гром или молния?
  3. Какую звезду называют звездой путешественницей?
  4. Из какого ковша не пьют, а только на него глядят?

V. Итог занятия.

– Молодцы! Хорошо сегодня поиграли, узнали много нового и интересного!
Кто хорошо отвечал на вопросы, получают маленькие зеленые шарики.

Я думаю, что вы будете стремиться узнать более подробно о природе, о нашем общем доме – планете Земля. И будите беречь и охранять природу!

 Как итог нашего занятия хочу, чтобы вы послушали замечательную музыку – Джейлеса Ласта “Полет кондора”, еще раз представили все величие и красоту нашей планеты.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.