Цели: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему ее судьба в наших руках, развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.
Оборудование: глобус, плакаты, кроссворд, белка, музыкальные произведения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
– Сегодня мы проведем с вами внеклассное занятие. Это будет занятие-игра.
Игра не простая, будем учиться играя.
Д. – А чему учиться? Математике?
У. – Нет.
Д. – Так грамматике?
У. – Нет.
Д. – Может чтению?
У. – Нет!
Д. – А чему же? Неизвестно?
У. – Неизвестно! Интересно?
Д. – Интересно!
У. – Ну так слушайте рассказ.
III. Постановка цели.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, Вдруг – чудеса.
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот Дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Все перепуталось, все запуталось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли домом знаком?
– На какой улице вы живете?
– В каком районе?
– Как называется наш город?
– Край?
– Страна?
– На каком материке находится Россия?
У. – Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь... (учитель открывает доску, и дети хором читают).
_______________________
Дом, в котором мы живем.
-------------------------------------
У. – Да, именно Земля – наш общий дом. – Посмотрите на нашу планету
Земля. (Глобус, на нем четыре белых пятна.)
У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами общий пол -земная
поверхность, у нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко (вывешиваю
рисунок солнца). У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи
(рисунок). И вентилятор тоже один – это ветер.
Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на
нее из космоса, то не такая она и большая. Всего за полтора часа можно облететь
на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и
беречь дом, в котором мы живем.
IV. Условия игры.
У. – Перед вами глобус – модель Земли. Как видишь, на нем есть
белые пятна. Цель нашей игры – убрать эти пятна. Вы сможете сделать это, отвечая
на вопросы моей помощницы “Белочки”
– О чем будут вопросы первого тура? Узнаешь, отгадав загадку:
Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Д. – Вода.
У. – Правильно, две трети земной поверхности занимает вода.
Реки, речки и моря По земле текут не зря. |
Инсценировка “Океанская вода”.
Спросил на днях малы – сосед
У струйки льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна
Откуда ты? спросил росу.
Поверь, и я из океана.
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и тумана
откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана.
Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в дождинке,
И в росинке,
И в снежинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
У. – Действительно, любая капелька на Земле – пришелица из океана. А сколько океанов на Земле?
Д. – 4.
У. – Угадайте, сколько морей 34, 54 или 74?
Д. – 54.
У. – Правильно! А теперь вопросы от помощницы – белочки.
- Как называется начало реки? (Исток.)
- Какое озеро самое большое на Земле? (Каспийское море.)
- Перечислите моря, названия которых обозначают цвет? (Красное, Черное, Желтое, Белое.)
У. – Молодцы! А теперь скажите, почему важно охранять воду?
(Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, растениям, животным нужна вода. Фабрики, заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная. Не экономят ее в квартирах, хозяйствах.)
Мы открываем первое “белое пятно”.
II-й тур.
Чтобы узнать, как он называется, угадайте загадку.
Если у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладоней.
Д. – Лес.
У. – этому земному другу и будет посвящен II-й тур.
Про зеленые леса И лесные чудеса
(картина леса)
У. – Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Завод, который выпускает кислород.
Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы, как вести себя в лесу? Как поступить с костром? С ненужной бумагой, мусором?
- А теперь вопросы от белочки.
- У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (Лиственница.)
- Почему цветы красивые и душистые?
- У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рыбина.)
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
– Молодцы! Еще одно белое пятно открыто.
Физкультминутка.
III-й тур
У. – Какой же лес без птиц.
– Какую пользу приносят птицы в лесу?
Белочка приготовила кроссворд “Зимующие птицы”.
– Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
Многие виды птиц исчезают.
Плакат “Они охраняются законом” (птицы).
– Кого еще мы можем встретить в лесу, вы узнаете, отгадав загадки.
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц.) - Кто зимой холодной
Бродит злой,
Голодный? (Волк.) - По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая, да не лисица? (Белка.) - Думал, кошка.
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось, – это... (Рысь.) - Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет? (Лиса.)
У. – И животных все реже мы можем встретить в наших лесах. Их тоже охраняет закон. “Берегите их осталось мало”
Молодцы! Вы разгадали кроссворд, загадки и еще одно пятно исчезло с
нашего глобуса.
А сейчас последний IV-й тур нашей игры.
IV-й тур
У. – Бегут по земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые лиса, а над морями и горами, над зелеными лесами раскинулось огромное голубое... (небо)
– Четвертый тур наше игры так и будет называться.
– Слово голубое написано буквами всех цветов радуги:__________________
Какое небо голубое...
------------------------
– Радуга.
Льется с неба синий цвет,
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое!
– Действительно, почему небо голубое? Не красное, не зеленое, а именно голубое? Я вам объясню.
Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, она раскладывает его на семь цветов. Теперь каждый луч мчится к Земле самостоятельно. На пути лучей встречается много препятствий: пылинки, частички газов, капельки воды.
Красный, оранжевый, желтый цвета могут обходить эти препятствия. А вот синий, голубой, фиолетовый, зеленый натыкаются на препятствия, отскакивают, как мячики, натыкаются на другие препятствия, начинают блуждать в атмосфере. Ученые в таком случае говорят: “Свет рассеивается в атмосфере”.
Больше всего в атмосфере синих и голубых лучей. Они и делают небо голубым – голубым.
– Что может сделать небо серым, загрязнить его?
– Как с этим бороться?
– А теперь вопросы от белочки:
- Кто гоняет ветер по белу свету? (солнце)
- Что страшнее гром или молния?
- Какую звезду называют звездой путешественницей?
- Из какого ковша не пьют, а только на него глядят?
V. Итог занятия.
– Молодцы! Хорошо сегодня поиграли, узнали много нового и интересного!
Кто хорошо отвечал на вопросы, получают маленькие зеленые шарики.
Я думаю, что вы будете стремиться узнать более подробно о природе, о нашем общем доме – планете Земля. И будите беречь и охранять природу!
Как итог нашего занятия хочу, чтобы вы послушали замечательную музыку – Джейлеса Ласта “Полет кондора”, еще раз представили все величие и красоту нашей планеты.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.