Урок – деловая игра "Заседание редакционного совета журнала "Русский язык"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить изученный грамматический материал по теме.
  2. Учить детей писать падежные окончания существительных 2 склонения.
  3. Учить правильно употреблять существительные в речи.
  4. Формировать у учащихся коммуникативные умения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с названиями отделов редакции, макеты всех страниц журнала, бейджики для редакторов отделов.

Класс делится на три группы – отделы редакции: научный, информационный и отдел писем. В каждом отделе выбирается редактор (ему прикрепляется бейджик).
На столе каждого отдела: экземпляр журнала (его заполняет редактор отдела) и макеты страниц журнала, на которых работают сотрудники отдела.

Ход деловой игры

(Весь ход игры сопровождается мультимедийной презентацией.)

Слайд 1.

Слайд 2. Представление отделов журнала и их редакторов.

Слайд 3.

Обложка.

– Оформляем обложку. Редактор отдела – в журнале, журналисты – на макетах.

Чистописание.

Выпуск № 2

от (число, месяц) 2… года – подчеркнуть нижнее соединение букв

– Определим тему номера. Рассмотрите название нашего издания (Журнал “Русский язык”).
– Найдите существительные (журнал, язык)
– Что у них общего?
– Запишем тему номера (учитель на доске):

Второе склонение имён существительных.

Постановка цели урока. Сегодня мы должны обобщить наши знания о 2 склонении существительных.

– В каком слове темы наибольшее количество звуков? (Существительных.)

Вопрос научному отделу

– Какой раздел русского языка изучает звуковую сторону слова? (Фонетика.)
– Это первая рубрика нашего журнала.

Рубрика “Фонетика”.

– Найдите столбик, в котором записаны существительные только 2 склонения.

Отдел информации сообщите, какие существительные относятся во 2 склонению.

– Расселите слова в домики по количеству букв и звуков.

(Проверка по слайду.)

Слайды 4, 5.

– Есть ли среди записанных слов словарное? (Болото.)
– Дайте толкование слову “болото” (Это природное сообщество, которое образовалось на участках почвы с избыточной влагой.)

Вопрос отделу науки: какой раздел русского языка изучает слово с точки зрения его значения? (Лексика.)

Рубрика “Лексика”.

– На странице журнала дано лексическое толкование слов из словаря Ушакова. Задача каждого отдела: записать слова с данными предлогами, выделить окончания и определить падеж.

(Проверка по слайду слов с предлогами.) Поочерёдно каждый отдел называет окончание, падеж.

Отдел информации сообщите, в каком падеже у существительных 1 и 2 склонения совпадают окончания? (В предложном.)

Слайд 6.

Отдел науки: как называется орфограмма в словарных словах? Какие ещё орфограммы есть в данных словах?

– Как проверить безударные падежные окончания?

Отдел писем. В наш журнал пришло письмо. Ответьте на него.

(Учитель читает письмо.)

Текст письма: “Здравствуйте, редакция журнала “Русский язык”. Пишет вам ученик 2 класса Петров Николай. Недавно я побывал на интересном футбольном матче. Игра была такая захватывающая, что я вспоминал её несколько дней подряд. Даже на уроках. Учительница Нина Ивановна несколько раз спрашивала меня, но я не смог ответить ни на один вопрос. Тогда она сказала, что я весь урок витал в облаках. Ребята засмеялись, а я не понял, что она имела в виду. Объясните мне, пожалуйста, значение этой фразы”.

Слайд 7.

– Превратите существительное облако в прилагательное? (Облачный.)
– При помощи чего образовалось прилагательное? (Суффикса -н-.)

Отдел науки: какой раздел русского языка изучает способы образования слов и их состав? (Словообразование.)

Это следующая рубрика нашего журнала.

Рубрика “Словообразование”

– Помогите попугайчику Кеше поймать рыбок, состав слова на которых соответствует схеме и теме нашего урока.

(Проверка по слайду.)

– Какое слово “лишнее”? (обходчик) Почему?

Слайд 8.

– Употребите слово обходчик в родительном падеже. (Нет обходчика.)
– Употребите это слово в винительном падеже. (Вижу обходчика.)
– Как различить Родительный и Винительный падежи у одушевлённых существительных 2 склонения, если окончания одинаковые и нет предлога?

Отдел науки. Какой раздел русского языка изучает части речи, их постоянные и непостоянные признаки? (морфология)

Рубрика “Морфология”

Слайд 9.

– Найдите в данном предложении имена существительные 2 склонения, запишите их внутри цветка и укажите их морфологические признаки.

(Проверка – каждому отделу по цветку.)

Отдел информации. Как определить, какой гласный нужно писать в окончании существительного 2 склонения в Творительном падеже после шипящих и ц?

Отдел писем. Вам ещё одно письмо.

(Прочитать письмо с вопросом.)

Отдел науки. Мы сейчас искали нужные нам слова 2 склонения в предложении. А какой раздел языка изучает предложение? (Синтаксис.)

– Это следующая рубрика нашего журнала.

Слайд 10.

Рубрика “Синтаксис”.

– Найдите в тексте предложение, в котором существительные только 2 склонения.

(Яркое солнышко разбудило ёжика.)

– Запишите предложение. Сделайте полный синтаксический разбор.

(Характеристика – устно. Разбор по очереди один человек от каждого отдела.)

Отдел информации. Каким членом предложения могут быть существительные 2 склонения? (Если в И.п. – подлежащее, в косвенном падеже – дополнение.)

Подведение итогов работы редакции.

Давайте подведём итоги нашей работы в виде рекламы нашему журналу.

По очереди выступает каждый отдел.

Слайд 11.

Учитель, консультанты и ассистенты подводят итоги и отмечают наиболее активных сотрудников отделов.

Отделы сдают свои номера журнала (их в дальнейшем можно использовать как наглядное пособие на уроках русского языка). Макеты, в которых работали остальные сотрудники отделов, проверяются и оцениваются учителем.