Цели урока:
- Обобщить изученный грамматический материал по теме.
- Учить детей писать падежные окончания существительных 2 склонения.
- Учить правильно употреблять существительные в речи.
- Формировать у учащихся коммуникативные умения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с названиями отделов редакции, макеты всех страниц журнала, бейджики для редакторов отделов.
Класс делится на три группы – отделы редакции: научный, информационный и
отдел писем. В каждом отделе выбирается редактор (ему прикрепляется бейджик).
На столе каждого отдела: экземпляр журнала (его заполняет редактор отдела) и
макеты страниц журнала, на которых работают сотрудники отдела.
Ход деловой игры
(Весь ход игры сопровождается мультимедийной презентацией.)
Слайд 1.
Слайд 2. Представление отделов журнала и их редакторов.
Обложка.
– Оформляем обложку. Редактор отдела – в журнале, журналисты – на макетах.
Чистописание.
Выпуск № 2
от (число, месяц) 2… года – подчеркнуть нижнее соединение букв
– Определим тему номера. Рассмотрите название нашего издания (Журнал “Русский
язык”).
– Найдите существительные (журнал, язык)
– Что у них общего?
– Запишем тему номера (учитель на доске):
Второе склонение имён существительных.
Постановка цели урока. Сегодня мы должны обобщить наши знания о 2 склонении существительных.
– В каком слове темы наибольшее количество звуков? (Существительных.)
Вопрос научному отделу
– Какой раздел русского языка изучает звуковую сторону слова? (Фонетика.)
– Это первая рубрика нашего журнала.
Рубрика “Фонетика”.
– Найдите столбик, в котором записаны существительные только 2 склонения.
Отдел информации сообщите, какие существительные относятся во 2 склонению.
– Расселите слова в домики по количеству букв и звуков.
(Проверка по слайду.)
Слайды 4, 5.
– Есть ли среди записанных слов словарное? (Болото.)
– Дайте толкование слову “болото” (Это природное сообщество, которое
образовалось на участках почвы с избыточной влагой.)
Вопрос отделу науки: какой раздел русского языка изучает слово с точки зрения его значения? (Лексика.)
Рубрика “Лексика”.
– На странице журнала дано лексическое толкование слов из словаря Ушакова. Задача каждого отдела: записать слова с данными предлогами, выделить окончания и определить падеж.
(Проверка по слайду слов с предлогами.) Поочерёдно каждый отдел называет окончание, падеж.
Отдел информации сообщите, в каком падеже у существительных 1 и 2 склонения совпадают окончания? (В предложном.)
Отдел науки: как называется орфограмма в словарных словах? Какие ещё орфограммы есть в данных словах?
– Как проверить безударные падежные окончания?
Отдел писем. В наш журнал пришло письмо. Ответьте на него.
(Учитель читает письмо.)
Текст письма: “Здравствуйте, редакция журнала “Русский язык”. Пишет вам ученик 2 класса Петров Николай. Недавно я побывал на интересном футбольном матче. Игра была такая захватывающая, что я вспоминал её несколько дней подряд. Даже на уроках. Учительница Нина Ивановна несколько раз спрашивала меня, но я не смог ответить ни на один вопрос. Тогда она сказала, что я весь урок витал в облаках. Ребята засмеялись, а я не понял, что она имела в виду. Объясните мне, пожалуйста, значение этой фразы”.
Слайд 7.
– Превратите существительное облако в прилагательное? (Облачный.)
– При помощи чего образовалось прилагательное? (Суффикса -н-.)
Отдел науки: какой раздел русского языка изучает способы образования слов и их состав? (Словообразование.)
Это следующая рубрика нашего журнала.
Рубрика “Словообразование”
– Помогите попугайчику Кеше поймать рыбок, состав слова на которых соответствует схеме и теме нашего урока.
(Проверка по слайду.)
– Какое слово “лишнее”? (обходчик) Почему?
– Употребите слово обходчик в родительном падеже. (Нет обходчика.)
– Употребите это слово в винительном падеже. (Вижу обходчика.)
– Как различить Родительный и Винительный падежи у одушевлённых существительных
2 склонения, если окончания одинаковые и нет предлога?
Отдел науки. Какой раздел русского языка изучает части речи, их постоянные и непостоянные признаки? (морфология)
Рубрика “Морфология”
– Найдите в данном предложении имена существительные 2 склонения, запишите их внутри цветка и укажите их морфологические признаки.
(Проверка – каждому отделу по цветку.)
Отдел информации. Как определить, какой гласный нужно писать в окончании существительного 2 склонения в Творительном падеже после шипящих и ц?
Отдел писем. Вам ещё одно письмо.
(Прочитать письмо с вопросом.)
Отдел науки. Мы сейчас искали нужные нам слова 2 склонения в предложении. А какой раздел языка изучает предложение? (Синтаксис.)
– Это следующая рубрика нашего журнала.
Рубрика “Синтаксис”.
– Найдите в тексте предложение, в котором существительные только 2 склонения.
(Яркое солнышко разбудило ёжика.)
– Запишите предложение. Сделайте полный синтаксический разбор.
(Характеристика – устно. Разбор по очереди один человек от каждого отдела.)
Отдел информации. Каким членом предложения могут быть существительные 2 склонения? (Если в И.п. – подлежащее, в косвенном падеже – дополнение.)
Подведение итогов работы редакции.
Давайте подведём итоги нашей работы в виде рекламы нашему журналу.
По очереди выступает каждый отдел.
Слайд 11.
Учитель, консультанты и ассистенты подводят итоги и отмечают наиболее активных сотрудников отделов.
Отделы сдают свои номера журнала (их в дальнейшем можно использовать как наглядное пособие на уроках русского языка). Макеты, в которых работали остальные сотрудники отделов, проверяются и оцениваются учителем.