Цели:
1. Познакомить с древними марийскими праздниками.
2. Пробудить интерес к старинным марийским обрядам.
3. Воспитывать дружелюбие.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Опережающее индивидуальное задание (по желанию):
1. Подготовить выступления к уроку:
А)
«Шорыкйол(овечья нога)»
Б) “Уарня(масленица)»
В) “Кугече (пасха)»
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие на родном языке.
2. Новая тема
Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым красивым и светлым праздникам марийского народа: Шорыкйол, Уарня, Кугече. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами.
И так, тема нашего урока -Марийские праздники (слайд1, см. Презентацию)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Сейчас мы послушаем выступления ваших одноклассников.(стук в дверь. Заходит ученик в костюме Васлий Кугыза)
Учитель: Дети, вы не знаете кто это? (ответы детей)
Учитель: У нас в гостях главный персонаж марийского праздника Шорыкйол пайрем дедушка Васлий. Дедушка Васлий расскажет нам о празднике Шорыкйол пайрем. ( слайд 3)
Учитель: Васлий кугыза пришел с сюрпризом. Он хочет показать нам отрывок проведения праздника «Шорыкйол пайрем» (сценка «Встреча гостей»)
Учитель: открываем учебник на с.100,упр.3 Читаем загадки и отгадываем.
- А в какой праздник пекут блины?(ответы детей)
Учитель: правильно, у русского народа этот праздник называется Масленица, а у мари-Уарня пайрем.(Сообщение ученика, см. Приложение, (слайд 4))
3. Физминутка
Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
Учитель: На весеннем лужку мы с вами порезвились, отдохнули.
- Скажите, а какие весной проходят народные праздники? (ответы детей)
Правильно, мне бы хотелось рассказать вам о марийском празднике Кугече (рассказ учителя приложение 3, слайд5)
4. Словарная работа(слайд6)
- Запишите слова в словарную тетрадь.
5. Работа по учебнику с.97, упр.2
Перевести текст на русский язык ( работа в группах)
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Сегодня на уроке мы слышали о том, что вовремя праздника «Кугече» молодежь проводила разные игры. Сейчас мы поиграем в игру «Муным пöрдыктен модмаш»(Катание яйца) сначала еще раз послушаем, как играли в эту игру, а потом поиграем и сами.
6. Ознакомление условиями игры
Дети собирались на полянку, приносили яйца, и каждый желающий поиграть вложил на серединку полянки яйцо. Затем по очереди катали следующее яйцо по земле. Если яйцом попали на другое яйцо, забирали его, а если яйцо прокатилось мимо, отдавали свое, и выходили из игры.
7. Игра
8. Итог урока
- А теперь посмотрим, как хорошо запомнили марийские народные праздники.(слайд7)
Соедини правильно названия праздников и сроки из проведения.
- На какой праздник пекут блины?
- На какой праздник красят яйца?
9. Домашнее задание
Стр.98, упр6 (задание на доске)