Урок марийского языка "Марийские праздники". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Познакомить  с  древними марийскими праздниками.

2. Пробудить интерес к старинным марийским обрядам.

3. Воспитывать дружелюбие.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Опережающее индивидуальное задание (по желанию):

1. Подготовить выступления к уроку:

А) «Шорыкйол(овечья нога)»
Б) “Уарня(масленица)»
В) “Кугече (пасха)»

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на родном языке.

2. Новая тема

Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым  красивым и светлым праздникам  марийского народа: Шорыкйол, Уарня, Кугече. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами.

И так, тема нашего урока -Марийские праздники (слайд1, см. Презентацию)

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Сейчас мы послушаем выступления ваших одноклассников.(стук в дверь. Заходит ученик в костюме Васлий Кугыза)

Учитель: Дети, вы не знаете кто это? (ответы детей)

Учитель: У нас  в гостях главный персонаж марийского праздника Шорыкйол пайрем  дедушка Васлий. Дедушка Васлий расскажет нам о празднике Шорыкйол пайрем. ( слайд 3)

Учитель: Васлий кугыза пришел с сюрпризом. Он хочет показать нам отрывок  проведения праздника «Шорыкйол пайрем» (сценка «Встреча гостей»)

Учитель: открываем учебник на с.100,упр.3 Читаем загадки и отгадываем.

- А в какой праздник  пекут блины?(ответы детей)

Учитель: правильно, у русского народа этот праздник называется Масленица, а у мари-Уарня пайрем.(Сообщение ученика, см. Приложение, (слайд 4))

3. Физминутка

Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

Учитель: На весеннем лужку мы с вами порезвились, отдохнули.

- Скажите, а какие весной проходят народные праздники? (ответы детей)

Правильно, мне бы хотелось рассказать вам о марийском празднике Кугече  (рассказ учителя приложение 3, слайд5)

4. Словарная работа(слайд6)

- Запишите слова в словарную тетрадь.

5. Работа по учебнику с.97, упр.2

Перевести текст на русский язык ( работа в группах)

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Сегодня на уроке мы слышали о том, что вовремя праздника «Кугече» молодежь проводила разные игры. Сейчас мы поиграем в игру «Муным пöрдыктен модмаш»(Катание яйца) сначала  еще раз послушаем, как играли в эту игру, а потом поиграем и сами.

6. Ознакомление условиями игры

Дети собирались на полянку, приносили яйца, и каждый желающий поиграть  вложил на серединку полянки яйцо. Затем по очереди катали следующее яйцо по земле. Если яйцом попали на другое яйцо, забирали его, а если яйцо прокатилось мимо, отдавали свое, и выходили из игры.

7. Игра

8. Итог урока

- А теперь посмотрим, как хорошо запомнили марийские народные  праздники.(слайд7)

Соедини правильно названия праздников и сроки из проведения.

- На какой праздник пекут блины?

- На какой праздник красят яйца?

9. Домашнее задание

Стр.98, упр6 (задание на доске)