Мультимедийные презентации как инструмент развития мотивации на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Урок английского языка  21-го века, какой он?   Прежде всего, он интересный и  информативный. Поэтому в  последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном  уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Современный компьютер с принтером, сканером и мультимедийным проектором позволяет не только создавать, но и копировать учебный материал, распечатывать его для каждого ученика, показывать нужные эпизоды на доске. Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а значит, их действия утрачивают рутинный характер, становятся разнообразными, информативными, приобретают элементы творчества. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ, а в частности мультимедийные презентации, как средство аудио и визуальной наглядности, как инструмент развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую заинтересованность учащихся компьютером и Интернетом.

 При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Слайды следует не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, таблицы, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

В презентацию обобщающего урока можно включить таблицы, графики, схемы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, содержат упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет быстро и эффективно организовать самопроверку.

Я вижу целый ряд преимуществ в использовании презентаций на своих уроках:

  • возможности использования презентации, которая позволяет более наглядно объяснить новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (таблицы, диаграммы, графики, схемы и пр.);
  • возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;
  • возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
  • экономия учебного времени;
  • осуществление контроля новых знаний;
  • сочетание разнообразной текстовой, аудио- и видеонаглядности;
  • поддержание познавательного интереса  у учащихся, усиление мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала.

Раньше, домашнее задание давалось в виде рефератов или сообщений по теме. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Учащимся даётся тема и предлагается создать презентацию не более 6-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии на английском языке. На таких уроках учащиеся совершенствуют  умения монологического и диалогического высказываний в ходе обсуждения представленных  материалов Интернет-сети, и, что особенно важно, получают культурологические  и страноведческие знания. В результате  повышается   мотивация учащихся при изучении английского языка, и,  соответственно, они достигают хороших результатов в изучении иностранного языка. Это является эффективным способом обучения.

Так, например, в начале учебного года учащиеся 10 класса  готовили презентации по теме «Красота родного края». Все с интересом и увлечением работали над своими презентациями, ведь работа с компьютером не представляет сложности для современного подростка. Презентации получились яркими, интересными и информативными, с разнообразным страноведческим и культурологическим материалом,  и, следовательно, полезными. Школьники сами делали фотографии и вставляли их в презентации, какие–то брали из Интернета. В рамках урока мы путешествовали по Башкортостану, каждому удалось представить особенности культуры и  традиций страны, познакомить с  её достопримечательностями. Все учащиеся попробовали себя в роли учителя и старались заинтересовать своим материалом класс. И если это им удавалось, то слушающие  задавали вопросы, происходил обмен мнениями. В классе царила дружелюбная и веселая атмосфера! Приложение 1 (одна из презентаций учащихся 10 класса.)

Создание презентаций я практикую не только в старших классах. Так, в 5-6 классах дети начинают создавать свои презентации по темам «Мой день», «Моё домашнее животное»,  «Любимый праздник», «День Победы»  и др. Приложение 2 (одна из презентаций учащихся 6 класса.)

В среднем звене интересными получаются презентации на тему «Экологические проблемы», «Проблемы подростков», и т.п.  Приложение 3 (одна из презентаций учащихся 8 класса.)

Я считаю, что  работа по созданию презентаций полезна для учащихся .

  • Во-первых, самостоятельная творческая работа учащихся по созданию мультимедийных презентаций позволит расширить запас активной лексики английского языка.
  • Во-вторых,   повышает уровень практического владения английским языком и компьютером. Кроме того, этот вид работы  формирует у учащегося навыки самостоятельной деятельности и  инициативность, так как он  сам определяет, что  конкретно будет содержаться  в его презентации,  в какой форме и как она пройдет.

Презентация – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Результатом использования мультимедийных презентаций, компьютера и материалов Интернета на уроках и внеклассных занятиях считаю творческую атмосферу общения и повышение мотивации изучения иностранного языка.

Но не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Нужно уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке. И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. Компьютер на занятиях должен являться не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.