Любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна.
Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, услышал слова отца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город или село – несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина. Как важно, чтобы еще в раннем детстве нашелся человек, который раскрыл бы перед нами неброскую красоту родных мест, пробудил нежную привязанность к родному краю. Без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры.
Познание и осознание учащимися своей Малой Родины – главный методологический принцип патриотического воспитания.
Первый шаг в познании Родины – изучение истории своей семьи. У каждой семьи своя история. С этой целью в классе проводился конкурс “Моя родословная”. Победителем конкурса стала Закотная Катя. Она рассказала о генеалогическом древе своей семьи и об учительской династии, которая насчитывает более 136 лет.
Особый интерес у детей вызвала работа по созданию герба своей семьи. Они не только изобразили герб, но и поместили девиз – краткое изречение, которое характеризовало жизненные принципы хозяина герба, уклад семьи. Большую поисковую деятельность у учащихся вызвали следующие мероприятия: “Игры наших бабушек”, “Вечер русских народных сказок”, “Традиции моей семьи”, “Наши увлечения”, “Кем бы вы могли гордиться в вашей семье?”.
Многие ученики принесли в школу старые фотографии своих дедушек, бабушек, мам, пап. Пересветов Роман принес фотографию прапрапрадедушки и прапрапрабабушки. Этой старой фотографии 132 года. Из этих фотографий была создана презентация “Семейный альбом”. Д.С.Лихачев сказал: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, – значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей старины – он, как правило, равнодушен к своей стране”.[1] В этот альбом ребятам захотелось поместить фотографию нашего класса. Ведь класс это тоже семья. В беседе с детьми выяснилось, что в нашем классе сложились свои традиции, которые нужно укреплять с каждым годом.
Человек живет, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с
каким – либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы
продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это история семьи, история
народа, история Отечества. Силами ребят было собрано очень много таких вещей. Из
семейных реликвий создали выставку. Любой второклассник мог попробовать себя в
роли экскурсовода.
Важнейшая задача выставки – осуществление связи поколений: старшего и
подрастающего.
Итоговым мероприятием по изучению истории своей семьи явился праздник “Моя
семья”. На нем присутствовали дети, родители, бабушки. Это способствовало
духовному сближению взрослых членов семьи и детей.
Особая роль отводится экскурсиям в природу. Это очень важное средство привития любви к родному краю. После экскурсий учащиеся выражают свои впечатления в сочинениях, выступлениях, рисунках. Много положительных эмоций дали детям конкурсы: “Милый сердцу уголок”, “Я рисую родную природу”. Из природного материала, собранного во время экскурсии, ребята сделали поделки.
В жизни ребят не прошел бесследно праздник “Земля – мой дом родной”. Они научились практически использовать богатства родного края, беречь красоту родной природы при изучении лекарственных трав, составлении народных лечебников из рецептов своих бабушек. У них появился интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а также контролировать и оценивать свои поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим.
Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушаться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
Особая роль в воспитании младших школьников отводится экскурсиям в районный краеведческий музей. Дети многое узнают о жизни знаменитых земляков. Их жизнь и творчество – яркий пример служения Отечеству. На новоусманской земле жили и творили математик и педагог А. П. Киселев и его дочь, известная художница ученица И. Е. Репина, Е.Киселева, писатели А. И. Эртель, А. П. Платонов, журналист В. М. Песков и другие. Эта земля дала Родине семь Героев Советского Союза и семь Героев Социалистического Труда.
Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу приходят ветераны Великой Отечественной войны.
Ежегодно вместе с родителями, учениками, ветеранами школьники участвуют в возложении венков к могиле солдат.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
Свою статью мне хочется закончить мудрыми словами нашего земляка Василия Пескова: “Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды”.[2]
Список литературы.
- Лихачев Д. С.