Раздел: Преподавание в начальной школе.
Цели урока:
1) познакомить с прямым углом;
2) закреплять вычислительные навыки;
3) развивать логическое мышление.
4) воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Оборудование: чертежный треугольник, модель прямого угла, рисунки короля Точки и принцессы Прямой.
Ход урока
I. Организационный момент
Кому-то сказки надоели.
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычной стране. Это страна Геометрия. Король Точка и его дочка принцесса Прямая приглашают нас к себе в гости.
- А вы – путешественники, на протяжении всего пути вы должны быть очень внимательны, находчивы. Сейчас мы потренируемся. А для этого порешаем устно.
III. Устный счет
Решение задач
1) Сыну 7 лет, а отцу 27. На сколько отец старше сына? На сколько сын младше отца?
2) На сколько «этажей» (букв) слово «здание» выше слова «дом»?
3) Даша нарисовала 10 фигур, чередуя прямоугольники, звездочки и круги. Каких фигур нарисовано больше?
Геометрическое задание
На доске:
- Разделите все фигуры на две группы. ( В первую группу – фигуры 1,3,5; во вторую – фигуры 2,4.)
- Что общего между фигурами каждой группы? ( Фигуры первой группы имеют углы; у фигур второй группы нет углов.)
- Вы хорошо справились с заданиями, и король Точка решил познакомить вас с жителями своего королевства.
IV. Работа над новым материалом.
- Первые жители, с которыми сегодня знакомимся, - это углы.
- Углы бывают:
- Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник. Открываем учебник на с.8.
- Согните лист, как на рисунке 1, согните ещё раз, как на рисунке 2. Получилась модель прямого угла.
- Покажите стороны прямого угла и вершину.
- Моделью прямого угла является также прямой угол чертёжного треугольника. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол.
- Прямой угол на чертежном треугольнике – это модель прямого угла. Теперь разверните лист бумаги, из которого вы сделали модель прямого угла.
- Сколько прямых углов образовали линии сгиба? (Четыре прямых угла.)
- Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.
- Какие у вас получились углы? (Меньше прямого.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
На доске:
- Найдите похожие углы. Запишите их номера отдельными группами. (Группа I: 1, 4, 8 - прямые углы; группа II: 2, 3, 6, - меньше прямого; группа III: 5, 7 – больше прямого.)
- Как называются углы второй группы (Меньше прямого)? (Острые.)
- Как называются углы третьей группы (больше прямого)? (Тупые.)
- Итак, мы познакомились с жителями страны Геометрия, узнали, № 1, с.8.
- В этой стране есть еще и другие жители. Как называются фигуры?
- Найдите в каждом многоугольнике все прямые углы и запишите их номера.
Используйте модель прямого угла.
VII. Работа над задачей
- А чтобы познакомится со следующими жителями, вы должны выполнить задание.
- Составьте задачи по выражениям 9+7, 12+8.
- А сейчас более сложное задание: составьте задачу по выражению из № 4, с. 8.
(Ответы учеников.)
- Продолжаем свое путешествие. Впереди виднеются горы. На какую геометрическую фигуру они похожи?
- Чтобы перебраться через горы, нужно решить примеры.
VIII. Решение примеров
№ 2, с. 8.
- Вычислите и выполните проверку.
- Вот мы и добрались до дворца короля Точки и принцессы Прямой. Но доске вывешивается рисунок с дворцом:
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Сколько всего треугольников?
- Сколько четырехугольников?
- Сколько кругов?
IX. Задание на смекалку
- Вот и закончилось наше путешествие. А чтобы нам вернуться обратно, король Точка предлагает задания:
1. Положите 3 палочки так, чтобы получились 3 разных угла: прямой, острый и тупой.
2. Положите три палочки так, чтобы получилось три острых угла.
Ответы:
X. Итог урока
- Понравилось путешествие?
- Что нового узнали во время путешествия?
Домашнее задание
№ 3, 5, с. 8.