Цель: Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов, а также продолжать обучать их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять с детьми знание содержания сказки «Рукавичка»;
- учить детей правильно соотносить движения пальцев рук с текстом сказки;
- формировать способы зрительного восприятия предметов окружающего мира;
- продолжать учить детей использовать в работе мелкие детали;
- учить детей соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, внимание;
- развивать мелкую моторику рук, умение управлять своими движениями;
- развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением.
Воспитательные:
- воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в подгруппе.
Материал:
Елочка (2-3 шт.), игрушка (птичка) на леске, ковролин, заготовки: солнышко (6 шт.), рукавичка (6 шт.); половина листа белой бумаги, цветные скрепки, шерстяная рукавичка, мелкие животные (6 шт.), план группы, корзинки (3 шт.), шишки, грибочки, орешки; крупа (фасоль, горох, рис, гречка), салфетки.
Предварительная работа: чтение сказки «Рукавичка», работа с план-схемой группы.
Ход занятия
(В группе стоят искусственные елочки, небольшого размера. Дети вместе с воспитателем заходят в группу).
1. Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы оказаться в зимнем лесу? (Да).
Воспитатель: Но прежде чем очутиться в лесу, что нужно сделать?
Дети: Разные варианты ответов.
Воспитатель: Конечно, надо одеться потеплее.
2. Игра–имитация «Надеваем шапку мы…»
Надеваем шапку мы,
Надеваем шубку.
А на наши ножки,
Теплые сапожки.
Мы отправимся в лесок,
Нам не страшен холодок.
(Играет музыка)
Мимо елок и сосенок
Вместе весело идем!
(Воспитатель вместе с детьми обходит елочки)
Поднимаем выше ноги,
Не упасть бы как в сугроб!!!
Музыка: «Пение птиц»
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто это так поёт?
(Дети находят на потолке птичку на леске. Воспитатель аккуратно тянет за леску, и птичка спускается вниз).
Птичка «спускается».
Воспитатель: А что это у неё в клюве?
Дети: Письмо.
Воспитатель: От кого же это письмо? Что там написано?
Воспитатель вскрывает конверт и читает:
«Дорогие ребята! Пишет вам Зайчик! В нашем лесу случилось несчастье. У солнышка пропали лучики, и оно перестало светить. Помогите, пожалуйста, вернуть солнышко в наш лес».
Воспитатель: Дети, поможем зайчику?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Но прежде чем мы вернем солнышку все его лучики, давайте немного поиграем.
3. Зрительная гимнастика «Проследи глазками за солнышком»
Воспитатель держит в руке солнышко и водит им в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо). Дети глазами следят за солнышком.
4. Задание «Солнышко»
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: Давайте сначала нарисуем солнышки.
Дети обводят круг по внешнему контуру.
Воспитатель: Складывайте свои солнышки в волшебную коробочку, и сейчас они превратятся в «настоящие».
(Воспитатель вместе с детьми считает: «Раз! Два! Три!»).
(Воспитатель открывает коробочку и достает оттуда «настоящие» солнышки. Каждому ребенку дается солнышко определенного размера, в зависимости от остроты зрения).
Воспитатель: А теперь, Вам необходимо при помощи скрепок сделать солнышку лучики.
(Дети закрепляют скрепки на картонных заготовках – «солнышках». На обратной стороне к каждому солнышку приклеена маленькая липучка. «Готовые» солнышки дети вешают на ковролин).
Воспитатель: А теперь, давайте продолжим путешествие по нашему лесу.
(Дети вместе с воспитателем проходят между деревьев и находят под деревом рассыпанные и перемешанные шишки, грибочки и орешки).
Воспитатель: Посмотрите, что это? Как много шишек, грибочков и орешек лежит под сосной. Это наверное белочка все уронила и перепутала.
Воспитатель: Давайте поможем белочке все собрать.
Дети: Поможем.
5. Дидактическая игра на ориентировку в пространстве
«Найди по плану»
Воспитатель: Ребята, а куда мы будем все собирать?
Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть. Воспитатель делит детей на группы и каждой группе раздает свой план.
(На белом картоне формата А4 черным фломастером рисуется план группы и красным крестиком помечается место, куда спрятана корзинка. Дети по плану находят корзинки.)
6. Подвижная игра: «Собери правильно»
Воспитатель: Давайте в одну корзинку собираем шишки, в другую – орешки, и в третью – грибочки.
Воспитатель: Молодцы, ребятишки! Помогли белочке. Все собрали правильно. А мы продолжим наше путешествие.
Воспитатель: Дети с воспитателем проходят мимо елочки, и воспитатель обращает внимание детей на рукавичку.
Воспитатель: Ой, а что это такое лежит на снегу?
Дети: Рукавичка.
Воспитатель: Ребята, а Вы помните сказку о рукавичке?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие звери жили в рукавичке? Давайте вспомним и расскажем эту сказку при помощи наших пальчиков.
7. Рассказ сказки при помощи пальцев рук: «Рукавичка»
«Рукавичка»
На охоту вышел дед
Зимнею порою
(Двумя пальцами правой руки «идти» по левой ладошке),
Рукавицу потерял
Под большой сосною.
(На двух руках растопырить пальчики в стороны)
Дома стал её смотреть
(Сделать из указательного и большого пальцев колечки, и подставить к глазам, как очки)
Не нашел на месте
(Развести руки в стороны)
И отправился искать
В лес с собакой вместе.
(Двумя пальцами левой руки «идти» по правой ладошке)
А в лесу в той рукавице
(Изобразить рукавичку: сложить ладошки вместе, четыре пальцы сложить вместе, большие пальцы оттопырить в сторону)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.
(Соединять одинаковые пальцы рук, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами)
В лес собака прибежала
(Двумя пальцами правой руки «идти» по левой ладошке),
Всех зверей перепугала
(На двух руках растопырить пальчики в стороны)
Рукавицу подняла
(Сжать кулачки)
Деду в руки отдала
(Имитировать рукопожатие)
Воспитатель: Ребятишки, посмотрите наши звери остались без домика. Что же делать?
Воспитатель: А давайте для каждого зверя, сделаем красивый домик-рукавичку?
Воспитатель: Посмотрите, какие у меня есть рукавички. (Воспитатель показывает и раздает детям картонные заготовки рукавичек). Только они уж слишком скучные. Давайте их украсим!
8. Упражнение на развитие дифференцированных движений пальцев рук «Украшение домиков для зверят»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Но перед тем как начать работу, давайте сделаем гимнастику.
9. Гимнастика для глаз: Моргание «бабочка»
Вдох – открыть глаза, выдох – быстро поморгать (за 10 сек. – 2-4 раза
поморгать).
(После гимнастики дети начинают украшать домики-рукавички различной крупой, в зависимости от остроты зрения).
Воспитатель: Молодцы ребятишки! Теперь нашим зверям будет тепло и уютно в их новых и красивых домиках.
Воспитатель: А теперь встаньте и подарите зверюшкам их новые домики.
(Дети подходят к зверюшкам и дарят им свои домики).
10. Итог занятия
Воспитатель: А наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться назад в детский садик. Давайте зажмурим глазки, и досчитаем до трех.
(Дети закрывают глаза и считают до трех).
Воспитатель: Откройте глазки. Вот мы и в садике.
Воспитатель: Понравилась Вам сегодняшняя прогулка? (Да).
Воспитатель: А что Вам понравилось больше всего?
(Спросить каждого ребенка).
Воспитатель: А за вашу помощь белочка решила вас отблагодарить, и подарить вам вкусные орешки.