Подгрупповое коррекционное занятие для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по развитию мелкой моторики "Сказка в зимнем лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов, а также продолжать обучать их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять с детьми знание содержания сказки «Рукавичка»;
  • учить детей правильно соотносить движения пальцев рук с текстом сказки;
  • формировать способы зрительного восприятия предметов окружающего мира;
  • продолжать учить детей использовать в работе мелкие детали;
  • учить детей соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Развивающие:

  • развивать зрительное восприятие, внимание;
  • развивать мелкую моторику рук, умение управлять своими движениями;
  • развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением.

Воспитательные:

  • воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в подгруппе.

Материал:

Елочка (2-3 шт.), игрушка (птичка) на леске, ковролин, заготовки: солнышко (6 шт.), рукавичка (6 шт.); половина листа белой бумаги, цветные скрепки, шерстяная рукавичка, мелкие животные (6 шт.), план группы, корзинки (3 шт.), шишки, грибочки, орешки; крупа (фасоль, горох, рис, гречка), салфетки. 

Предварительная работа: чтение сказки «Рукавичка», работа с план-схемой группы.

Ход занятия

(В группе стоят искусственные елочки, небольшого размера. Дети вместе с воспитателем заходят в группу).

1. Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы оказаться в зимнем лесу? (Да).

Воспитатель: Но прежде чем очутиться в лесу, что нужно сделать?

Дети: Разные варианты ответов.

Воспитатель: Конечно, надо одеться потеплее.

2. Игра–имитация  «Надеваем шапку мы…»

Надеваем шапку мы,
Надеваем шубку.
А на наши ножки,
Теплые сапожки.
Мы отправимся в лесок,
Нам не страшен холодок.

(Играет музыка)

Мимо елок и сосенок
Вместе весело идем!

(Воспитатель вместе с детьми обходит елочки)

Поднимаем выше ноги,
Не упасть бы как в сугроб!!!

Музыка: «Пение птиц»

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто это так поёт?

(Дети находят на потолке птичку на леске. Воспитатель аккуратно тянет за леску, и птичка спускается вниз).

Птичка «спускается».

Воспитатель: А что это у неё в клюве?

Дети: Письмо.

Воспитатель: От кого же это письмо? Что там написано?

Воспитатель вскрывает конверт и читает:

«Дорогие ребята! Пишет вам Зайчик! В нашем лесу случилось несчастье. У солнышка пропали лучики, и оно перестало светить. Помогите, пожалуйста, вернуть солнышко в наш лес».

Воспитатель: Дети, поможем зайчику?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Но прежде чем мы вернем солнышку все его лучики, давайте немного поиграем. 

3. Зрительная гимнастика «Проследи глазками за солнышком»

Воспитатель держит в руке солнышко и водит им в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо). Дети глазами следят за солнышком.

4. Задание  «Солнышко»

Воспитатель предлагает детям сесть  за столы.

Воспитатель: Давайте сначала нарисуем солнышки.

Дети обводят круг по внешнему контуру.

Воспитатель: Складывайте свои солнышки в волшебную коробочку, и сейчас они превратятся в «настоящие».

(Воспитатель вместе с детьми считает: «Раз! Два! Три!»).

(Воспитатель открывает коробочку и достает оттуда «настоящие» солнышки. Каждому ребенку дается солнышко определенного размера, в зависимости от остроты зрения).

Воспитатель: А теперь, Вам  необходимо при помощи  скрепок сделать солнышку лучики.

(Дети закрепляют скрепки на картонных заготовках – «солнышках». На обратной стороне к каждому солнышку приклеена маленькая липучка. «Готовые» солнышки дети вешают на ковролин).

Воспитатель: А теперь, давайте продолжим путешествие по нашему лесу.

(Дети вместе с воспитателем проходят между деревьев и находят под деревом рассыпанные и перемешанные шишки, грибочки и орешки). 

Воспитатель: Посмотрите, что это? Как много шишек, грибочков и орешек лежит под сосной. Это наверное белочка все уронила и перепутала. 

Воспитатель: Давайте поможем белочке все собрать.

Дети: Поможем.

5. Дидактическая игра на ориентировку в пространстве

«Найди по плану»

Воспитатель: Ребята, а куда мы будем все собирать?

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть. Воспитатель делит детей на группы и каждой группе раздает свой план.

(На белом картоне  формата А4 черным фломастером  рисуется план группы и красным крестиком помечается место, куда спрятана корзинка.  Дети по плану находят корзинки.)

6. Подвижная игра: «Собери правильно»

Воспитатель: Давайте в одну корзинку собираем шишки, в другую – орешки, и в третью – грибочки.

Воспитатель: Молодцы, ребятишки! Помогли белочке. Все собрали правильно. А мы продолжим наше  путешествие.

Воспитатель: Дети с воспитателем проходят мимо елочки, и воспитатель обращает внимание детей на рукавичку.

Воспитатель: Ой, а что это такое лежит на снегу?

Дети: Рукавичка.

Воспитатель: Ребята, а Вы помните сказку о рукавичке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие звери жили в рукавичке? Давайте вспомним и расскажем эту сказку при помощи наших пальчиков.

7. Рассказ сказки при помощи пальцев рук:  «Рукавичка»

 «Рукавичка»

На охоту вышел дед
Зимнею порою

(Двумя пальцами правой руки «идти» по левой ладошке),

Рукавицу потерял
Под большой сосною.

(На двух руках растопырить пальчики в стороны)

Дома стал её смотреть

(Сделать из указательного и большого пальцев колечки, и подставить к глазам, как очки)

Не нашел на месте

(Развести руки в стороны)

И отправился искать
В лес с собакой вместе.

(Двумя пальцами левой  руки «идти» по правой ладошке)

А в лесу в той рукавице

(Изобразить рукавичку:  сложить ладошки вместе, четыре пальцы сложить вместе, большие пальцы оттопырить в сторону)

Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.

(Соединять одинаковые пальцы рук, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами)

В лес собака прибежала

(Двумя пальцами правой руки «идти» по левой ладошке),

Всех зверей перепугала

(На двух руках растопырить пальчики в стороны)

Рукавицу подняла

(Сжать кулачки)

Деду в руки отдала

(Имитировать рукопожатие)

Воспитатель: Ребятишки, посмотрите наши звери остались без домика. Что же делать?

Воспитатель: А давайте для каждого зверя, сделаем красивый домик-рукавичку?

Воспитатель: Посмотрите, какие у меня  есть рукавички. (Воспитатель показывает и раздает детям картонные заготовки рукавичек). Только они уж слишком скучные. Давайте их украсим!

8. Упражнение на развитие дифференцированных движений пальцев рук  «Украшение домиков для зверят»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Но перед тем как начать работу, давайте сделаем   гимнастику.

9. Гимнастика для глаз:  Моргание  «бабочка»

Вдох – открыть глаза, выдох – быстро поморгать (за 10 сек. – 2-4 раза  

поморгать).

(После гимнастики дети начинают украшать домики-рукавички различной    крупой, в зависимости от остроты зрения).

Воспитатель: Молодцы ребятишки! Теперь нашим зверям будет тепло и уютно в их новых и красивых домиках.

Воспитатель: А теперь встаньте и подарите зверюшкам их новые домики.

(Дети подходят к зверюшкам и дарят им  свои домики).

10. Итог занятия

Воспитатель: А наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться назад в детский садик. Давайте зажмурим глазки, и досчитаем до трех.

(Дети закрывают глаза и считают до трех).

Воспитатель: Откройте глазки. Вот мы и в садике.

Воспитатель: Понравилась Вам сегодняшняя прогулка? (Да).

Воспитатель: А что Вам понравилось больше всего?

(Спросить каждого ребенка).

Воспитатель: А за вашу помощь белочка решила вас отблагодарить, и подарить вам вкусные орешки.