Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с новой частью речи – предлогом;
  • показать отличие предлога от других частей речи;
  • учить правильно использовать предлоги в речи;
  • воспитывать художественное восприятие мира на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства.

Ход урока

1. Организационный момент

Давайте поработаем хорошо, так, чтобы урок нам всем понравился:

- Послушайте стихотворение:

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
(Т. Ладонщиков)

-О каком времени года идет речь?

Зимняя тема поможет нам сегодня организовать работу на уроке.

2. Актуализация знаний

- Без чего не бывает зимы?

(без мороза)

- Помогите правильно написать слово «мороз».

- Где опасное место в этом слове?

- К какой части речи относится это слово?

- На какой вопрос отвечает?

- Какие еще части речи вы знаете?

- На какие вопросы отвечает  имя прилагательное?

- Образуйте от слова «мороз» имя прилагательное.

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Образуйте от слова «мороз» глагол.

3. Объявление темы урока. «Открытие» нового знания

Мы знаем части речи: имя прилагательное, имя существительное, глагол. -Сегодня мы познакомимся с новой частью речи и узнаем ее особенности.

- Составьте предложение из слов:

Деревьях пушистый на лежит снег

(На деревьях лежит пушистый снег.) –(дети записывают предложение в тетрадь)

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое маленькое слово встретилось в предложении?

- Как оно называется? (предлог)

- Закройте его и прочитайте предложение.

- Что с ним стало?

- Для чего предлог нужен в предложении? В речи?

Вывод:   Предлог нужен для связи слов в предложении, чтобы предложение было понятным (и речь)

- Мы сказали, что предлог – маленькое слово. Как же оно пишется с другими словами?

- Обозначим орфограмму – подчеркнем место между предлогом и словом – поставим пробел.

- Зададим к каждому слову в этом предложении вопрос.

- С каких слов начинается разбор? (с подлежащего и сказуемого)

- Можно ли задать вопрос отдельно к предлогу «на»?

- С каким словом употреблен предлог «на»?

- Какой частью речи является слово «дерево»?  (сущ.)

Составим еще одно предложение

По зимой хорошо гулять лесу

(Хорошо зимой гулять по лесу.)

- Найдите предлог.

- Для чего он нужен (в предложении, речи?)

- Обозначьте орфограмму. Как предлог пишется со словом?

- Можно ли задать к предлогу «по» вопрос?

- С каким словом связан предлог?

- Может ли предлог употребляться самостоятельно?

-Сделайте вывод о предлоге

Предлог – часть речи, маленькое слово, пишется раздельно со словами, самостоятельно не употребляется, к нему нельзя поставить вопрос, нужен для связи слов в предложении)

- Чем предлог отличается от существительного, прилагательного,  глагола?

4. Первичное закрепление

Сыграем в игру «Найди слово»

Предлогов очень много. Часть их представлена на доске, но среди них спрятались слова других частей речи: существительные, прилагательные, глаголы. Нужно найти их среди предлогов, обосновать свой выбор.

(к по вьюга  за через бежать от        коньки без с  белый около по санки до над                  возле летит серебристый)

Выписать:

1 ряд: предлоги из 1 буквы

2 ряд: предлоги из 2 букв

3 ряд: предлоги из 3 и более букв.

Почему, то, что вы выписали, – это предлоги?

Физминутка

Если я говорю слово – не предлог – тянемся вверх, если предлог – присесть руки в стороны.

Снег, под, санки, в, от, коньки.

5. Работа с учебником

- Откройте страницу 69, 70 – прочитайте правило – дома его нужно выучить наизусть.

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Ваше домашнее задание- упражнение 108. Нужно написать слово лес с разными предлогами.

7. Закрепление материала

А сейчас мы попробуем найти предлоги на картине Пластова «Первый снег». Этот художник очень любил изображать детей, потому что дети всегда очень искренне радуются маленьким чудесам природы, например: чуду первого снега. За ночь выпал снег и засыпал крыши, землю. Дети выбежали из дома полюбоваться на новый вид родной деревни.

В тетради записываем предлог с существительным, обозначаем орфограмму.

Откуда выбежали дети?

из дома

Где стоят дети?

на крыльце

Где растет береза?

(около, возле  у) дома

Где растут кусты?

за забором

Где сидит сорока?

на ветке

По чему ходит ворона?

по снегу

Откуда падает снег?

с неба

- Какие предлоги мы выписали?

- С какой частью речи употреблены предлоги?

- Если быть внимательным и любознательным, то можно сюжет любой картины связать с русским языком.

- Какие предлоги вы сами можете увидеть на картине?

8. Самостоятельная работа на листочках

Задание 1. Вспомните стихотворение с которого мы начали урок. Найдите в нем предлоги и обозначьте орфограмму правописания предлогов со словами.

- Какие предлоги нашли?

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
Под корягой в буреломе
Спит медведь в своей берлоге.

Задание 2. Вставьте нужные предлоги в предложение на место точек.

- Какие предложения у вас получились?

Кружатся…_ воздухе снежинки.

Ложится снег…_ ветки деревьев.

…_ домом большой сугроб. (за, в, на)

9. Итог

- Какие знания с урока о предлоге вы возьмете не только на следующий урок русского языка, но и в жизнь?

- Урок закончен, большое спасибо за работу.