Цель: уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения различать в слове ударный слог; разбирать предложения по членам; способствовать развитию речи учащихся, учить рассуждать, анализировать; воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: презентация (Приложение 1); карточки с написанием словарных слов, учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2 класс,1часть; дидактический материал (упражнения) к данному учебнику М.Н.Измайловой, Ф.Н.Хакимовой.
Ход урока
1. Организационный момент
Настрой учащихся на урок.
Дыхательная гимнастика.
2. Минутка чистописания
Письмо букв с проговариванием особенностей их написания. (Учитель прописывает на доске, а учащиеся в тетрадях)
Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
- Разделите буквы на группы. (Гласные и согласные)
- Подчеркните красным карандашом гласные.
- Разделите гласные на группы .( Гласные Аа и Уу обозначают твёрдость согласных, Ии и Ее мягкость согласных; кроме этого Ее может обозначать 2 звука, когда стоит в слове первой или после гласной)
- Назовите сходства в группе согласных. (Они обозначают звонкие согласные)
- Назовите различия. (Дд парный согласный).
3. Сообщение темы и постановка цели урока
- Соединяя буквы, прочитайте слово. (Ударение).
Это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы сделаем несколько открытий об ударении и ответим на вопросы. (Запись на доске)
1).Что такое ударение?
2)Значение ударения в словах.
3)Какой слог по счёту может быть ударным в словах русского языка.
4. Открытие «нового» знания
1) Комментированная работа со словарными словами. (На доске карточки слов с пропущенными безударными гласными). Указываем ударение, подчеркиваем буквы, которые надо запомнить.
Ребята, ученик, дежурный, класс, девочка, пенал, карандаш, берёза, тетрадь, учительница.
- Что же такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове).
Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове? (Надо его выкрикнуть, «позвать»)
- Как называется слог, который произносится с большей силой? (ударным).
- Как называется слог, который произносится с меньшей силой? (безударный)
Сравнение ответов учащихся с правилом в учебнике.
Чтение правила на странице учебника 102.
2) Знакомство со значением постановки ударения.
В стране слов был бал. Все слова пришли красивые и нарядные, они хвастались какие они полезные, важные и значимые. Но забыли пригласить на свой праздник маленькую чёрточку – Ударение. Ударение рассердилось и закричало: «Хоть я и маленькая чёрточка, но что вы без меня значите? Вот возьму и изменю смысл ваших слов». Показ слайдов из презентации. ( По ходу сказки учащиеся записывают пары слов с постановкой ударения.)
Не приняли слова всерьёз угрозы Ударения. Вышел вперёд металлический замок и сказал громким голосом: «Я тебя не боюсь, я сильный и тяжёлый, так что тебе со мной не справиться». А Ударение легко вскочило и перепрыгнуло на другой слог и получилось…
замок – замок
Тогда на защиту вышли стрелки и сказали: «Мы метко стреляем и сумеем за себя постоять». Ударение спокойно их выслушало и легко перескочило на другой слог. Превратились наши стрелки в …
стрелки – стрелки
Разыгралось ударение и начались превращения:
гвоздики – гвоздики
ирис – ирис
кружки - кружки
Вот каким важным оказалось ударение. От ударения зависит значения слов.
3) На какой по счету слов может падать ударение?
Давайте вернёмся к работе со словарными словами.
- На какие слоги падало ударение? (На первый, второй, третий и т.д.)
Ударение в словах русского языка может стоять на любом слоге.
- В каких словах ударение «отдыхало», т.е. мы его не ставили? (В слове класс, т.к. 1 слог, берёза, т.к. ударение всегда падает на Ё)
Физминутка
5. Самостоятельная работа
Дидактический материал по русскому языку с.35 упр.4.
Первому варианту выписать слова с ударением на первый слог, второму варианту выписать слова – с ударением на второй слог.
Валенки, деревня, картина, погода, тарелка, товарищ, газета, пятница, лопата, яблоко, дерево, ложка, лесной, роза, платок, корень, перо, кукла, волчок, озеро, голубь.
(Взаимопроверка. Работа в парах.)
6. Закрепление изученного материала
1) В русском языке существуют слова, произношение которых надо запомнить. Работа со словарями.
Дидактический материал с.35 упр.2 (Запись слов с комментирование и постановкой ударения). Комментированное письмо.
Арбуз, щавель, морковь, столяр, алфавит, магазин, волки, начал, начала, понял, поняла.
2) Дидактический материал с.35 упр.3. Работа учащихся у доски.
Вставить в предложения слова с нужным ударением. Подчеркнуть в 1,2,3,5 предложениях главные члены.
Мы катались с … . Вдали виднелись … .(горы, горы). Дом стоит у … . Здесь быстрые … (реки, реки). Ветер дует с … . У нас глубокие … . (моря, моря).
7. Подведение итога урока
Какие открытия мы сделали на уроке? Работа проводится по вопросам, поставленным вначале урока.
1) Что такое ударение?
2) Значение ударения в словах.
3) Какой слог по счёту может быть ударным в словах русского языка.
8. Релаксация
«Лесенка знаний». Каждый учащийся ставит свой магнитик на ступеньку знаний, которую он достиг сегодня на уроке.
- Я-молодец!
- Мне надо поработать!
- Я ничего не понял! Помогите!