Программное содержание:
- Обучающие задачи: углублять, уточнять представление детей о Родине России, познакомить детей с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова" предки ".
- Развивающие задачи: воспитывать у детей любознательность, расширять и систематизировать знания детей об историческом прошлом нашей страны.
- Воспитательные задачи: воспитывать чувство восхищения трудолюбием наших предков, уважительное отношение к истории страны.
Словарь: предки, славяне, частокол, археологи, поселение, Русь.
Ход занятия
В: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле!
Вы наверное знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
В: Правильно. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Но не всегда наша страна называлась Россия. Давным-давно она называлась Русь. И жизнь людей была совсем не такой как сейчас.
Ребята, вам хотелось бы узнать, как люди жили раньше, чем занимались?
Дети: Да.
В: Послушайте стихотворение Джанни Родари "Всеобщая история".
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Не большим, ни малым ...
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш
И не знал он скуки.
В: Ребята, в те далекие времена, когда не было на земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России, на берегах рек, в лесах селились наши далекие предки.
Ребята, а вы знаете кто такие предки?
Дети: Нет.
В: Предки - это люди, которые жили на нашей земле иного, много веков назад.
Ребята, а вы хотели бы заглянуть в те далекие времена, когда жили наши предки?
Дети: Да.
В: Тогда сядьте на корточки и закройте на секунду глаза, представьте, что мы с вами попали в давние - давние времена.
(аудиозапись: шум леса, голоса птиц.)
Дети встают, открывают глаза,( видят 1 слайд)
В: Ребята это наши предки. Они первыми поселились на территории русской земли и назывались древние славяне. Давайте повторим все вместе это слово.
А вы знаете, что обозначает это слово?
Дети: Нет.
В: Славяне ребята значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Очень добрыми и гостеприимными. Давайте посмотрим как они выглядели. Какого они были роста?
Дети: Обычного.
В: Они были высокого роста. Какого цвета у них глаза, волосы?
Дети: Голубые глаза, светлые волосы.
В: Да, древние славяне были высокого роста, с голубыми глазами, светлыми волосами. Жили древние славяне много тысяч лет назад по берегам рек, на большой лесной равнине, в деревянных домах.(2,3 слайд) Давайте попробуем создать на столе макет из той жизни. Дома славян назывались - срубы, строили их из бревен сообща помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Поэтому они жили все вместе. Нужно было защищаться от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую, колючую изгородь - частокол. (Для макета: река, дом, звери, изгородь, люди). Посадить детей на стульчики.
В: Ребята, а как вы думаете если славяне жили около леса, чем они занимались?
Дети: Охотились, ходили в лес за грибами, ягодами.
В: Да, ребята мужчины занимались охотой, рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения: ведь аптек тогда, еще не было. И так как человеку одному было трудно выжить, славяне жили большими группами - племенами. За то, что дома славян были из дерева их поселения стали называть деревнями. Вот откуда появилось название деревня. Враги часто называли славян Русью, поэтому и земли на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями. Но славянам надоело, есть только рыбу и ягоды. И они стали потихоньку осваивать
землю. Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Им приходилось очень много работать, чтобы вырастить хлеб. Ребята, а как вы думаете, были в те времена машины, которые бы помогали людям?
Дети: Нет.
В: В те времена не было никакой техники, машин, и славянам все приходилось делать в ручную. Пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб. Ребята, а как вы думаете, магазины были в те времена?
Дети: Да.
В: Магазинов в те времена не было, поэтому людям все приходилось делать самим. Ребята! А если не было магазинов, где же наши предки брали одежду, обувь, посуду?
Дети:
В: Ребята славяне сами ткали ткани и шили из нее одежду, плели обувь, изготавливали из глины и дерева посуду. Инструменты для работ, оружие для охоты все славяне изготавливали своими руками.
Вот какими трудолюбивыми были наши предки. И среди них были такие, которые делали посуду, копья, одежду лучше других. Так появились первые ремесла и мастера. Ребята, а как вы думаете, откуда же люди узнали как жили наши предки?
Дети: ...
В: Я расскажу вам ребята, вы хотите об этом узнать?
Дети: Да.
В: А узнать нам о жизни наших предков помогают специальные люди археологи. Давайте повторим все вместе это трудное слово. Археологи - это ученые, которые ведут раскопки и находят при этом различные остатки предметов. Рассматривая их, они догадываются, как жили люди раньше, чем занимались. Ребята, а вы хотели бы на время стать настоящими археологами?
Дети: Да.
В: Сегодня ваша мечта может осуществиться. Мы поиграем с вами в игру "археологи" и вы будете археологами. Вам нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки.
(воспитатель показывает)
Археологи осторожно работают инструментами, стараясь ничего не сломать, не повредить, ведь предметы очень старые и пролежали под землей много лет. Найденный предмет они обметают кисточкой и складывают в специально отведенное место, чтобы потом рассмотреть и изучить.
(дети ведут раскопки, найденные предметы складывают на скатерть. В песке спрятан целый сюжет: уголь, куриные косточки, наконечники стрел, остатки глиняной и деревянной посуды, камни, отпечаток лаптя. Дети моют руки и собираются около стола с находками)
В: Ребята вам понравилось быть археологами?
Дети: Да.
В: А сейчас посмотрите внимательно на найденные предметы и подумайте, что они могут рассказать нам о жизни людей в далеком прошлом. Например о чем может рассказать нам уголек? (все найденные предметы)
Дети:
Воспитатель показывает слайды и делает с детьми выводы.
В: Ребята, а теперь нам пора возвратиться в д\с. (закрывают глаза, звучит музыка). Вот и закончилось наше путешествие в далекие времена. Ребята
теперь вы знаете кто такие предки? '
Дети:
В: Как назывались наши с вами предки?
Дети: .
В: Трудно им было жить в то время? Почему?
Дети: ...
В: Наверно об этом обо всем вы расскажете своим друзьям, другим детям в своей группе. До свидания.