Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи:
- Формировать у детей навык осознанного чтения.
- Формировать навык работы над поэтическим произведением.
- Расширить знания об окружающем мире.
- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовка к изучению нового материала.
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку, записанную на экране:
Запорошила дорожки,
И разукрасила окошки.
Малышам радость подарила,
А ещё на санках прокатила.
- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме.
- А как ещё можно найти отгадку.
На экране появляется изображение.
- Прочитайте следующую загадку:
Весело шагает красавица.
Её рука всего касается.
Снежок тает на полях.
Нет метелей во дворах.
А ей все радуются.
- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о весне.
- Какие изменения в природе происходят сейчас?
- Как называется прием, при помощи которого вы отыскали отгадку?
- Что такое акротекст? (Видимые стихи.)
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы понаблюдаете, как передаёт своё настроение известный русский поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…»
Сообщение об авторе.
Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.
Биография.
Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван
Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в
Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева
воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина
Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына.
Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и
писал собственные стихотворения.
С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное
отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.
V. Знакомство с текстом стихотворения (чтение стихотворения учителем).
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)
- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)
– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима:
|
Весна:
|
- А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение «Я». Давайте с вами вспомним, как оно пишется.
- Оно пишется от лица героя, прочитанного произведения.
- Работать будем по вариантам.
1 вариант: пишет от имени Зимы.
2 вариант: пишет от имени Весны.
- Прочитайте получившиеся стихи (чтение детьми).
VI. Физкультурная минутка.
Давайте немного отдохнем.
Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:
Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.
а) 1 часть:
- Почему Зима злиться?
- Как понимаете «недаром»?
- Как понимаете две последние строчки?
- Какие слова в этой части являются главными?
2 часть:
- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
- Как понимаете «всё засуетилось»?
- Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
- Какие слова здесь главные?
3 часть:
- Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
- Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
4 часть:
- Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
- Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
- А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
- Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
5 часть:
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Что значит «наперекор»?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
- Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
б) Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.
- Какими вы представляете Зиму и Весну?
- Давайте нарисуем словами их. (Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель. Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.)
Сегодня я покажу вам ещё одно задание творческого характера – стихотворение по метафоре. Но сначала давайте узнаем, что такое метафора. В словаре даётся объяснение: оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.
Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:
- --------цвет.
- --------вкус.
- --------запах.
- --------внешность.
- --------звук.
- --------качество переживаний.
На экране появляется пример:
- Мама – это белокурые волосы.
- Мама – это вкус любимой еды.
- Мама – это запах свежего хлеба.
- Мама – это самая красивая женщина в мире.
- Мама – это нежный звук колыбельных песен.
- Мама – это самый дорогой человек на земле!
- А сейчас вы разобьётесь на 4 группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет на листочке.
Карточка-задание для1-3 группы.
Напишите стихотворение по метафоре о зиме.
- Зима (цвет) – это ...
- Зима (вкус) – это ...
- Зима (запах) – это ...
- Зима (внешность) – это ...
- Зима (звук) – это ...
- Зима (качество переживаний) – это ...
Карточка-задание для 2-4 группы.
Напишите стихотворение по метафоре о весне.
- Весна (цвет) – это ...
- Весна (вкус) – это ...
- Весна (запах) – это ...
- Весна (внешность) – это ...
- Весна (звук) – это ...
- Весна (качество переживаний) – это ...
IV. Подведение итогов, разбор домашнего задания.
- Кто из вас уже выучил строчки стихотворения? Попробуйте рассказать.
- Дома выучите это стихотворения наизусть.
У вас у каждого на столе лежит значок. Если вам приятно и интересно было на уроке, то раскрасьте улыбку красным цветом. Если не комфортно было на уроке – синим цветом.