Цели занятия:
Образовательные:
- формирование кинестетического образа звука [р] (ощущения положения органов артикуляции);
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие:
- подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [р];
- устранение дефектного произношения звука [л], автоматизация звука в словах, предложениях;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение мелкой моторики рук посредством Су-джок – терапии.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви к природе.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1. Пальчиковая гимнастика с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю (между ладоней),
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку (соответственно).
Будто я сметаю крошку (смена рук).
И сожму его немножко (соответственно),
Как сжимает лапу кошка смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну (смена рук).
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.
2. Артикуляционная гимнастика.
Язык – язычок, не ленись, покажись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя,
Серединка: пя-пя-пя:
Кончик: тя-тя-тя.
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счет 1, 2, 3, 4, 5).
В барабан язык играет: т-т-т, д-д-д;
Всех друзей он вспоминает: т-т-т, д-д-д.
Артикуляционные упражнения.
« Барабанщик» – ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [д]. Выстукивать таким образом , различные мелодии . Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом , как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].
«Пулемет» – произносить звук [д] так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: [д-д-д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.
«Трещотка» – кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения языком вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совершать движения влево-вправо. При выполнении упражнения слышится нечеткий звук [р]
3. Постановка звука [р] от звука [д].
Ребенок очень звонко произносит звук [д], прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Звук нужно произносит максимально длительно (т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол).
Язык – это «парус, который наполняется ветром». Когда ты произносишь звук [д], то должен выдувать воздух так, чтобы тот надувал язык, как «парус». А теперь подуй «ветром» в «парус» сильнее, так чтобы тот «захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так чтобы ветер «порвал парус» (т.е. оторвал кончик языка от бугорков, к которым он был прикреплен). Подставь ко рту ладонь, почувствуй этот «порыв, вырвавшегося наружу ветра».
4. Автоматизация звука [л].
Загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк.)
а) В словах.
Игра «Назови родственные слова».
- Давай подберем к слову волк родственные слова, используя пиктограммы.
- Волк – волчок, волчонок, волчата, волчоночек, волчий, волчья, волчьи, волчище.
Игра «Скажи наоборот».
- Сытый – голодный.
- Трусливый – смелый.
- Теплый – холодный.
- Добрый – злой.
- Крупный – мелкий.
- Сильный – слабый.
Решил волк пригласить к себе в гости своих друзей. А как ты думаешь, кто у него друзья? Правильно, конечно, волки.
- Итак, кого пригласить к себе волк? (Волков.)
- Кому он накроет стол и приготовит угощение? (Волкам.)
- С кем он будет сидеть за столом и разговаривать. (С волками.)
б) В словосочетаниях.
Игра «О чем можно сказать?»
Решил волк поразить своих друзей и сделать в своем логове все современным, красивым, уютным. Поэтому волк начал с кухни. Придя в лесной магазин, волк сначала выбрал те предметы, о которых можно сказать голубая, голубой, голубые, голубое.
- О чем можно сказать голубая? – Голубая чашка, голубая миска.
- О чем можно сказать голубой? – Голубой поднос, голубой молочник, чайник.
- О чем можно сказать голубые? – Голубые блюдца, голубые салфетки.
- О чем можно сказать голубое? – Голубое полотенце, голубое блюдце.
Игра «Веселый счет» – согласование существительных, прилагательных с числительными.
Давай посчитаем, сколько волк купил чашек, молочников, блюдец.
- Одно голубое блюдце, два голубых блюдца, три голубых блюдца, четыре голубых блюдца, пять голубых блюдец.
- Одна голубая чашка, две голубые чашки, три голубые чашки, четыре голубые чашки, пять голубых чашек.
Игра «Выбери нужные предметы» – развитие фонематического слуха.
Волк зашел в продуктовый магазин и стал покупать те продукты, в названии которых есть звук [л].
- Булка, колбаса, масло, молоко, шоколад.
в) В чистоговорках.
Волк придумал для своих друзей – волков игру «Эхо».
Ло – ло – ло – за окном светло.
Лы – лы – лы – мама вымыла полы.
Ла – ла – ла – залетела в дом пчела.
Лу – лу – лу – испугался волк пчелу.
Ал – ал – ал – волк клубок катал.
Ул – ул – ул – он загнал его под стул.
Волк все приготовил к приходу гостей, сел возле окна и решил попробовать спеть песенку тигра: р-р-р-р-р.
Логопед предлагает ребенку тоже попробовать спеть песенку тигра.
5. Итог занятия.
- Над каким звуком мы сегодня работали?
- Р-р-р-р-р- кто поёт эту песенку?
- Молодец, всё правильно. Ты сегодня очень хорошо занимался.