Цели урока:
- Обобщить знания в области художественной отделки изделий.
- Ознакомить с материалом – кожей, её свойствами.
- Расширить представления об области применения кожи.
- Обучить простым навыкам работы с кожей.
- Развивать творческую активность через создание работ.
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, бережливость.
Материалы и оборудование: образцы изделий, набор деталей из кожи, иллюстрации с изображением изделий из кожи, лоскутки кожи, ножницы, клей ПВА, свечи, спички.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Актуализация опорных знаний.
Исторический экскурс.
Свойства кожи.
Виды кожи.
3. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Способы обработки кожи.
Инструменты и материалы.
Способы изготовления подвески.
Безопасные приемы работы.
Составление плана работы(выбрать форму, нарисовать эскиз,
Подготовить заготовки из картона и кожи, нарисовать эскиз,
Оформить сережки ,прикрепить шнурочки, защитить выполненную работу).
(Для создания творческой обстановки включить музыку).
4. Физкультминутка.
5. Применение полученных знаний и умений.
Самостоятельная практическая работа.
Текущий инструктаж.
6. Подведение итогов урока.
Защита работ. Оценка работ, обсуждение.
Исторический экскурс.
Этот удивительный материал – кожу, создала сама природа.
Изделия из неё надежно защищают от холода, пыли, влаги, отлично дышат.
Когда-то собственная кожа была единственной одеждой человека. Но вот стали
надвигаться летники, похолодало ,и он догадался утеплиться, позаимствовав шкуры
у диких животных. Позже человек научился изготавливать себе одежду из шерсти,
льна ,шелка хлопка, соломы…
В России стали выделывать кожу давно. Кожевничество процветало уже 7–8 веках. До
наших дней сохранились изделия из кожи, найденные археологами. Кроме наших
предков ,никто в мире не умел делать цветную шагреневую кожу из конских
шкур(недубленая кожа, выделенная из шкур КРС, свиней, лосей.), красную юфть(кожа
комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром, выделенная из шкур
КРС, свиней, лошадей). Последняя была лучше всех других мягких кож, производимых
в Германии, Франции, Англии, и раскупалась за границей вплоть до начала прошлого
века. В 1872 году в России насчитывалось 12939 кожевенных предприятий.
В русской глубинке всяк крестьянин был сам себе кожевник, шорник, скорняк. Из
поколения в поколение передавались секреты и навыки работы с кожей.
Из кожи традиционно делали разнообразные вещи :обои, музыкальные инструменты,
обувь, посуду, украшения.
Благодаря своим качествам кожа как материал уже не одно тысячелетие не выходит
из моды. Кожевенное сырье-материал дорогой, поэтому относиться к нему нужно
особенно бережно.
Декаративно-прикладное искусство башкир. Выступление ученицы из класса.
Домашняя кожаная утварь башкир. Сообщение ученицы.
Свойства и виды кожи.
На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделки шкур .В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож:
Выпарка-кожица неродившегося животного.
Опоек-кожа новорожденного животного.
Выросток-кожа трехмесячного животного.
Неблюй-кожа шестимесячного животного.
Полукожник-кожа однолетнего животного.
Шкура полного развеса – кожа крупного рогатого скота.
По качеству выделки кожа бывает следующих видов:
Сафьян и марокен-вырабатывается из слабопрожированной козлины (цвета –
красный, желтый, зеленый, и черный).
Шагрень – мягкая шероховатая козлина или овчина.
Пергамент – телячья кожа,в былые времена его в сыром виде натягивали на раму и
использовали для письма. Юфть-прожированная кожа, дубленная корой ивы (цвета –
красный, черный, бежевый).Изготавливается из кожи лошадей, оленей, свиней .Очень
толстая юфть (до 3мм)выдерживала высокое теснение.
На что годятся старые вещи.
Даже из маленьких обрезков кожи можно сделать много полезных вещей .Из старого ремня получатся надежные и не скрипящие петли для крышки ящиков, шкатулки, красивые корешки для книжных переплетов. Освоив приемы можно изготовить удобный и мягкий кожаный часовой ремешок. Из склеенной в несколько слоев тонкой кожи можно сделать вешалку к пальто или куртке. Кружочки мягкой тонкой кожи, нашитые на ладошки вязаных варежек или перчаток там, где они быстро протираются ,сделают их оригинальнее, прочнее.
Инструмент, инвентарь.
Для работы с кожей понадобится острый нож-косяк. Нож можно сделать из высокоуглеродистой стали(обломок ножовочного полотна).Необходимы удобные ножницы с широкими лезвиями. Для декоративных отделок – портновские ножницы для вырезания зубцов .Понадобятся иглы: тонкие и короткие – для мягкой кожи, специальные гранено – швейные с острием трехгранного сечения – для грубой кожи .При ручном шитье нужен наперсток, лучше металлический. Тонкую и мягкую кожу можно сшивать и на обычной швейной машине. Нитки для сшивания кожи нужны тонкие, прочные упругие, из хлопчатобумажной или капроновой нити.
Кожу можно и склеивать .Для этого используют следующие клеи: Момент, ПВА, резиновый клей.
Для пробивания соединительных отверстий разного размера толстой коже нужны пробойник и молоток.
Кроить кожу удобнее с помощью заранее вычерченных на картоне лекал. Наносить линии кроя можно шариковой ручкой.
Соединение деталей.
Кроить кожу намного удобнее ,чем ткань, так как у кожи нет долевого направления. Поэтому лекала располагают как удобно лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Замшу надо кроить ,учитывая направление ворса. Линии кроя наносят со стороны бахтармы(изнаночной стороны).
Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтормы. На лицевой стороне нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тогда соединить детали. Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился ,и слегка простучать с изнанки молотком. Теперь на спущенные края со стороны бахтормы нанести клей Момент. Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям.
Шов встык используют для кожаного набора – как бы мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Точно подогнанные детали наклеиваю на матерчатую подкладку, не дожидаясь когда клей высохнет, накладывают на машине шов “зигзаг”.
Шов внахлест используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи .На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4–5 мм .Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх.
Шов встык для толстой кожи Край одной детали спускается по лицевой стороне, а другой – по бахторме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами.
Перед работой на швейной машине нужно протереть место будущего шва тряпкой, смоченной в машинном масле. Можно предварительно проклеить детали. Это позволит деталям не смещаться друг относительно друга.
Для сумок ,кошельков, футляров для ключей, очков и других поделок из кожи применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи. Чтобы получить длинную кожаную полоску, надо резать лоскут по спирали. Полученную кожаную полоску намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно.
Способы декоративной отделки.
Гладкая ,хорошо выделанная и ровно окрашенная кожа сама по себе красива но что делать со старой кожей ,где есть царапины, потертости, следы от швов. Все это можно замаскировать декоративной отделкой.
Изготовление подвестки.
Вырезать из картона выкройки деталей .
Обвести выкройки на коже шариковой ручкой и вырезать. Прямоугольные детали для кисточки нарезать бахромой. Основную деталь для сердечка вырезать из толстой кожи и проделать в ней отверстия для кисточек пробойником или шилом. Через отверстия протянуть ремешки: снизу – короткие, сверху – длинный, на шею. Скрепить ремешки кожаными бусинками(треугольная деталь) и на концы коротких ремешков прикрепить кисточки. Если ремешок на шею состоит из коротких ,их также скрепить бусинками. В середину большого сердечка клеем ПВА приклеить маленькое. Кисточки и маленькое сердечко можно вырезать из кожи яркого цвета.
Безопасные приемы работы с кожей.
1. При работе со свечкой:
использовать пинцет,
свеча должна стоять на подставке,
осторожно подносить руку к пламени,
не оставлять зажженную свечу без присмотра,
после работы свечу потушить.
2. При работе с ножницами и ножом:
не класть на край парты,
передавать тупым концом вперед,
хранить в определенном месте,
при работе следить за безопасностью рук,
В случае травмы обратиться к учителю.
Литература.
- Гончарова Т.А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. Знание1993 г.
- Игбаев К.Р. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа РИАС 2003 г.
- Хисаметдинова Ф.Г. Родной Башкортостан Уфа 1992 г.
- Технология Софьина Т.Ф. В помощь учителю Волгоград2004 г.
- Делаем сами. Толока ноябрь 2004 г.