Общение в жизни человека

Разделы: Социальная педагогика


Цель:

  1. Выявить на практике:
    А) какова роль общения в жизни человека;
    Б) проблемы, возникающие в процессе общения;
    В) способы и виды общения.
  2. Воспитывать в детях культуру общения.

Ход урока

Учитель:

У вас на столах апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у нас у каждого все равно останется по одному апельсину. Согласны? Если у меня есть идея и у каждого из вас есть идея, то мы обменяемся идеями, тогда у каждого из нас будет много идей. Согласны? Так вот, у меня есть идея на практике раскрыть смысл высказывания Л.Фейербаха: “Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком” (Презентация. Слайд 4.) Как вы понимаете это высказывание? (Ребята высказывают свое мнение)

Вопросы учителя:

  1. Когда наступит весна?
  2. Какого цвета честность?
  3. Сколько лет Санкт-Петербургу?
  4. Если ночной сторож умер днем, будут ли ему платить пенсию?
  5. Кому на Руси жить хорошо?
  6. Плачут ли богатые?
  7. Зачем я задаю все эти вопросы?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель обобщает:

Общение начинается с диалога, а диалог – с постановки вопроса.

У Сократа есть высказывание: “Заговори, чтоб я тебя увидел” (Слайд 5.) Так вот, я “увидела вашу интеллектуальную реакцию, ваше настроение. Я поняла, что наш диалог должен состояться.

Задание (работа в парах):

1. Расшифруйте по буквам слово “диалог” (доброта, истина, анализ, логика, общение, гармония). (Слайд 6.)

2. Используя придуманные слова, сформулировать несколько правил ведения диалога.

(Соблюдать логику, нести истину друг другу, добро, анализировать проблемы во имя гармонии.) (Слайд 7.)

Учитель:

Поскольку диалог – это форма общения, давайте мы вместе попробуем вывести правила общения между людьми, используя высказывания известных русских писателей. (Работа в парах.) (Слайды 8–11.)

1.“Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает”. (Л.Н.Толстой).

2. “Общение подобно танцу. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера, сделать это с желанием и тактом”.

3. “Если вы будете внимательны к любому человеку, с которым вступаете во взаимоотношения – будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, – то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану”. (М.Рощин)

4. “Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего”. (М.Горький).

(Слайд 12.) (Работа в парах.)

  1. Проявлять интерес к человеку;
  2. Уступчивость и тактичность проявлять;
  3. Уважай другого человека, его взгляды и чувства;
  4. Доверие к человеку, вера в хорошее в человеке.

Учитель:

Сравните сформулированные вами правила с 6 правилами Дейла Карнеги (Слайд 13.), соблюдение которых позволяет понравиться людям (правила на плакате и на отдельных листах, подарить детям индивидуально каждому).

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Задание:

Прочитать вслух и постараться их запомнить (можно перенести в тетрадь).

Попробуйте использовать эти правила на практике (в общении с родителями, друзьями, родными и т.д.).

Учитель:

Общение во многом зависит от психологического типа по отношению к людям.

Сейчас я проведу психологический тест на выявление вашего психологического типа отношения к людям. Оценить высказывания применительно к себе в баллах от 0 до 4. (Слайд 14.)

  1. Я легко сближаюсь с людьми.
  2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
  3. Я разговорчивый человек.
  4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
  5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
  6. Мне удается оживить скучную компанию.
  7. Я говорю быстро.
  8. Когда я надолго оторван от людей, мне хочется поговорить с кем-нибудь.

Оценка результатов: (Слайд 15.)

1–12 баллов – интраверт, т.е. обращенный в себя человек, с трудом вступающий в контакт; в компании способен нагнать на всех тоску, ориентирован на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу, в решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок, пессимистичен.

13–24 балла – амбаверт; для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.

25–36 баллов – экстраверт; словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки; общение с кем бы то ни было для него непроблемно, все у него получается легко и непринужденно, но не менее легко он относится к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его не назовешь; несдержанный, не считающий нужным контролировать свои эмоции и чувства человек.

Учитель:

Все данные правила можно выразить в одной мысли:
Народная мудрость гласит: “У человека один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать” (слайд №16).

Учитель:

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если правила, выведенные нами сегодня или правила Дейла Карнеги нарушаются?
Чтобы это выяснить, проведем мини-практикум: (Слайд 17.)

Задание:

I в. – рассказывают о своем увлечении, любимом занятии;
II в. – должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.

Задание:

Поменяться заданиями; II в. закрывают глаза, а I в. читают на доске задание: “Не смотрите в глаза. Делайте вид, что вам очень скучно, неинтересно, можете отвлекаться”. (Слайд 18.)
После этого II в. описывают, что мешало им общаться.

Учитель:

Мы выяснили, что самая главная проблема в общении – несоблюдение правил общения. Отсюда всевозможные конфликты. Но, оказывается, что можно быть хорошим слушателем, но общение почему-то не состоится. Видимо, существуют какие-либо барьеры, мешающие общению.

Задание:

Проведем эксперимент в форме игры “Испорченный телефон”.

Описание игры:

Несколько человек (4–5) выходят из класса, остальные – “эксперты”.

Учитель читает текст ребятам, входящим в класс по очереди. Первый из них должен текст передать 2-му, 2-й – 3-ему и т.д. В конце то сообщение, которое “дойдет” до последнего участника, сравнить с первоначальным текстом.

“Эксперты” отвечают на вопросы:

  1. Что произошло с информацией?
  2. Почему?
  3. Состоялось ли общение полноценное?
  4. Всегда ли просто общаться самым распространенным способом – с помощью устной речи? (Слайд 19.)

Учитель:

О каком виде общения идет речь? (Вербальном – словесном.) (Слайд 20.)
Большую роль в общении играет интонация.

Задание:

Я произношу фразу, а вы определяете, с какой интонацией я это сделала.
(Ах. Саша, Саша. – с упреком;
Ах, Саша! – с радостью)

Теперь учитель предлагает уч-ся произнести фразу “Иди сюда”

А) таинственно, чтобы никто не услышал;
Б) кокетливо;
В) капризно, как ребенок матери;
Г) с угрозой.

Учитель:

Проведем имитационную игру. (Слайд 21.)

Приглашаются 2 уч-ся (желающие). Раздать карточки с надписями “Глухой”, “Слепой” (можно прикрепить на грудь).

Задание:

Передать информацию:

  1. Пригласить на рыбалку;
  2. Пригласить кататься на лыжах.

Учитель:

  1. Какой способ общения состоялся? (Невербальный – несловесный.)
  2. С помощью чего осуществляется данный способ общения? (Мимика, жесты.) (Слайд 22.)

Задание:

На слайде приведены примеры осознанного языка тела. (Слайд 23.)

Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?

  1. Сжатый кулак – знак угрозы;
  2. Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;
  3. Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;
  4. Палец указывает на часы – пора заканчивать;
  5. Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.

На Слайде 24 приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?

  1. Постукивание пальцами – знак нетерпения;
  2. Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;
  3. Расширенные зрачки – волнение или боль;
  4. Опущенные уголки рта – печаль.

Учитель:

35% информации мы получаем с помощью глаз.

Задание:

Выполнить задание по указанным иллюстрациям. (Слайды 25–28.)

Работа в группах.

Илл. № 1 – размышление, раздумье;
Илл. № 2 – а) раздумье, б) готовность к действию;
Илл. № 3 – а) уверенность, б) неуверенность;
Илл. № 4 – защита, оборона.

Задание:

Привести в соответствие. (Слайд 29.)

Невербальные сигналы:

1. Раскрытые руки
2. Рука у щеки
3. Почесывание подбородка
4. Рука прикрывает рот
5. Подергивание себя за ухо

 Психические состояния:

1. Раздумье, оценка, принятие решения
2. Удивление, сожаление
3. Искренность, открытость
4. Желание перебить собеседника
5. Размышление

1 – 3
2 – 5
3 – 1
4 – 2
5 – 4
(Слайд 30.)

Рефлексия.

  1. Знаниевый уровень – тест (электронный учебник “Обществознание 8–9 классы, смотреть данную тему).
  2. Воспитательная цель – цветопись.

Задание:

Оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. Выбрать из рисунков наиболее подходящий для вашей самооценки.

Задание: Оценить урок

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему “Роль общения в жизни человека”.