Интегрированное тематическое познавательно-речевое занятие с элементами обучения грамоте и продуктивно-художественной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Уточнение, обобщение, закрепление и систематизация знаний о подводном мире, о приспособляемости живых организмов к среде обитания.
  2. Развитие диалогической речи, умения аргументировано и полно отвечать на вопрос, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, составлять слова по первым буквам других слов, составлять слова из слогов.
  3. Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, умения работать в коллективе по подгруппам.
  4. Продолжать учить передавать особенности строения тела морских обитателей нетрадиционным способом рисования процарапыванием.
  5. Воспитание бережного отношения к миру природы.

Оборудование:

Костюмы Русалочки, Нептуна, шляпка медузы, маска дельфина, 4 гимнастических костюма с юбочками ярких расцветок, 8 палочек с прикреплёнными атласными лентами зелёных оттенков для танца “Водоросли и рыбки”, слайд-шоу для мультимедиа “Назови океаны”, “Кто лишний?”, аудиозапись “Звуки моря”. “Остров мечты” (сборник Pelax, 2005 г.), видеозапись с рыбкой Немо, массажный мяч среднего размера, дид. игра “Ракушки” (составление слов по слогам), схема с картинками и магнитными буквами для составления слов по первым буквам других слов, лист ватмана, покрытый тонким слоем воска и затонированный тушью, энциклопедия “Всё о море”.

Ход занятия:

В группу заходит Русалочка, (ребёнок в костюме).

Русалочка: Ребята, я заблудилась и не могу найти свой дом. Пожалуйста, помогите мне найти свой дом и моего папу – царя морей и океанов – грозного Нептуна.

Воспитатель: А где твой дом?

Русалочка: Я не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Русалочке. Но сначала проверим свои знания о морях, океанах и их обитателях.

Логопед проводит слайд-шоу на мультимедиа.

“Назови океаны” (Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый).

“Кто лишний?”

Русалка, медуза, осьминог, морской ёж.
Щука, ёрш, акула, омуль.
Скат, дельфин, камбала, морской окунь.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно человеку, чтобы погрузиться на морское дно?

Дети: Акваланг с кислородным баллоном, маска, ласты, специальный костюм для подводного плавания.

Воспитатель: Но у нас. к сожалению, всего этого нет. Что же делать?

Русалочка: Я могу превратить вас в рыб.

Воспитатель: Ребята, а как дышат рыбы?

Дети: Рыбы дышат жабрами растворённым в воде кислородом.

Русалочка: (превращает детей, воспитателя и логопеда в рыб). Эни! Бэни! Раба!

Воспитатель: Прыгайте скорее в воду!

Аудиозапись “Звуки моря”.

Дети перепрыгивают через порог в коридор, ведущий в музыкальный зал. Порог оформлен, как берег моря: камнями и водорослями из самоклеющейся плёнки. Стены коридора оформлены волнами, водорослями из самоклеющейся плёнки, рисунками и поделками детей на “морскую” тему. Дети “прыгают” в воду и “плывут” в музыкальный зал.
Зал украшен в морском стиле, звучит подводная??????? музыка. Детей встречает медуза (один из детей надевает “шляпку” медузы).

Медуза: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, медуза! Помоги нам, пожалуйста, отыскать дом Русалочки.

Медуза: Помогу, если ответите на мои вопросы.

  1. Зачем осьминог выпускает чернила – струю темной жидкости?
  2. Зачем рыба-еж раздувается как шар?
  3. Зачем рыбе-попугаю такая яркая окраска?
  4. Почему у рыбы-камбалы плоское строение тела?

Воспитатель: К какому большому виду животных относится медуза? (Вид беспозвоночных.) Каких беспозвоночных вы ещё знаете? (Кораллы, медузы, осьминоги, крабы, улитки и др.)

Медуза: Плывите в Атлантический океан к Большому Коралловому Рифу. Там живёт очень много подводных жителей – они вам помогут!

Дети “проплывают” круг по залу под музыку “Подводный мир” и видят на экране телевизора рыбку Немо из мультфильма “В поисках Немо”. Дети смотрят отрывок из мультфильма, с наложенным голосом Немо.

Воспитатель: Здравствуй. Немо! Помоги нам. пожалуйста, отыскать Царство Нептуна.

Немо: Здравствуйте, ребята! Охотно помог бы вам. Но я такой маленький... и люблю всё маленькое. И мне так грустно... А давайте поиграем в игру “Большой-маленький” с морским ежом.

Поставить видеозапись на паузу.

Игра “Большой-маленький” с массажным мячом среднего размера (“морской ёж”), проводит логопед.

Камень – камешек
Рыба – рыбка
Песок – песочек
Вода – водичка
Звезда – звёздочка
Осьминог – осьминожек
Ракушка – ракушечка
Берег – бережок
Остров – островок
Русалка – русалочка
Корабль – кораблик
Лодка – лодочка

Возобновить показ видеозаписи с Немо.

Немо: Мне было весело играть с вами. Отыщите дельфинов, они помогут вам.

Песня “Дельфины”, слова А. Кондратьева, музыка В. Юдиной (журнал “Весёлая нотка” № 4 2007) Приплывает дельфин (один из детей в костюме).

Дельфин: Я услышал песню и поспешил к вам. Знаю о вашей беде и готов помочь. А что вы знаете о дельфинах?

Дети рассказывают об особенностях дыхания, питания и строения тела дельфинов.

Воспитатель: Ребята, к какому классу животных относятся дельфины? (К классу млекопитающих.) Кто ещё относится к этому классу? (Киты, тюлени, моржи, морской котик, морской лев и др.) Маленькие рыбки проводят вас к замку Нептуна.

Танец “Рыбки и водоросли” (музыка Бобби Мак-Ферми) исполняют восемь детей из числа участников “путешествия”.
Открывается занавес и дети видят Нептуна и его замок. Русалочка подплывает к Нептуну.

Нептун: Здравствуйте, здравствуйте! Спасибо, что помогли моей дочке Русалочке отыскать дом.

Воспитатель: Давайте подарим на память Нептуну и Русалочке морские слова и картину подводного царства.

Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа с воспитателем выполняет методом процарапывания на ватмане, покрытом воском и затонированном тушью коллективную работу “Подводный мир”.

Другая подгруппа с логопедом отгадывают слово РАКУШКА (ОСЬМИНОГ) по первым звукам других слов (по картинкам) и составляют слова из слогов, написанных на ракушках: ЛОД-КА, КАМНИ, МО-РЕ, ЧАЙ-КА, ВОЛ-НА, ПРИ-БОЙ, СЕ-ТИ, ЛАС-ТЫ. Затем подгруппы меняются местами. Дети дарят Нептуну и Русалочке морские слова и картину.

Воспитатель: А нам пора возвращаться.

Нептун: Спасибо за слова морские да за картину подводную. Я вам тоже хочу подарить энциклопедию “Все о море”.

Русалочка: Спасибо вам за помощь. Как приплывёте к берегу, скажите волшебные слова: “Эни! Бэни! Раба!” и опять из рыбок превратитесь в людей.

Деты прощаются и уплывают под музыку “Остров мечты”.