Цели:
- Совершенствовать умения различать слова, обозначающих предмет, действие предмета, признаки предмета;
- Развивать память, внимание, умение сравнивать;
- Воспитывать наблюдательность, дружбу.
Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид: Урок-игра.
Оборудование: Таблица “настольная игра”, карточки с заданиями для каждого сектора, призы, кубик., фишки разного цвета.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Такой урок мы с вами не проводили еще. Поиграем в игру “Настольная игра”. Сегодня мы в тетрадях писать не будем, будем выполнять задания на карточках. Разделимся на две команды. Задания на карточках.
Правила игры:
1. Задача игроков– набрать как можно быстрее 20 баллов. На старте обе команды получают по 5 баллов. Проходя через страт, вы каждый раз приобретаете еще 5 баллов.
2. Игровое поле.
Замкнутая клеточная дорожка разбита на 6 секторов:
Имя существительное (квадраты старт – 5); Глагол (6–11); Имя прилагательное (12–17) ; Внимание (18–23); Память (24–29); Вопросы на все случаи жизни (30–35).
3. Ставите свои фишки на “старт” и, бросая кубик по очереди, продвигаете свои фишки на соответствующее количество клеток (от 1 до 6 ).
4. Теперь карточку берем из соответствующего сектора и выполняем задание. Если выполнили правильно получаете 1 балл. Если выполнили задание неправильно или не полностью, баллы не приобретаются.
5. При попадании фишки на клетку “сюрприз” будет сюрприз.
6. Клетка “знай-ка” переправляет фишку по стрелке на клетку под номером 29, причем команда получает в качестве приза 5 баллов.
7. Клетка “забывай-ка” вынуждает игрока вернуться на клетку “отдых” и пропустить ход. Ход пропускается также при простом попадании на клетку “отдых”
8. Клетка “лень” самая каверзная, кто окажется на ней, придется пропустить три хода.
9. На клетке под номером 5 командам придется заплатить штраф, а на клетке под номером 18 – порадоваться призу.
Итак, начинаем игру.
(Таблица и правила игры взята из журнала Педсовет № 5 2003г автор В.В.Ражапова. с.Спорное, Курганская область.)
Задания для сектора “имя существительное”.
- Что такое имя существительное?
- К данным глаголам подбери существительное.
(светит ……. , тает ……… ) - Назвать слова, обозначающие предметы из сказки “репка”
- Составь предложение со словом Весна
- Назвать три слова отвечающих на вопрос кто? И на вопрос что?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
- От данных прилагательных образовать существительные
Хлебный – дубовый –
Сахарный – печальный – - Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Сне . – ду . – утю . –
Задания для сектора “Глагол”.
1. Что такое глагол?
2. Подберите к словам, слова которые обозначают действие этих предметов.
Солнце – Курица –
3. Соедините стрелкой слова и части речи.
земля пишет книга танцует смотрит |
глагол существительное прилагательное |
4. Соединить стрелкой слова и главные члены
Течет Небо Дождь волнуется |
подлежащее сказуемое |
5. Найти в предложении подлежащее и сказуемое.
Мама печет вкусные пироги.
6. Когда слова отвечают на вопрос что делает? когда – что делают?
7. Подобрать противоположные по смыслу слова.
Темнеет – работает –
8. Подобрать(соединить) подходящие глаголы.
Собака Курица Свинья Кошка Волк |
воет лает кудахчет хрюкает мяукает |
9. Какими инструментами что делают? (Соедини стрелками.)
Ножницами Молотком Пилой Топором |
пилят рубят режут забивают гвоздь |
10. Подобрать близкие по смыслу слова.
Сторожит – бросает – ходит –
Задания для сектора “ имя Прилагательное”.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Подбери к прилагательным существительное
Серый, хищный, злой –
Рыжая, хитрая, ловкая –
Большой, косолапый –
3. Соединить части речи подходящими словами
Прилагательное Существительное Глагол |
играет веселый чудесный прыгает |
4. От существительных образовать прилагательные
Малина –
Солнце –
Река –
Гриб –
5. Найти в предложении прилагательное.
Светит яркое теплое солнышко.
6. Подобрать противоположные по смыслу слова.
Белый –
Высокий –
Большой –
Горький –
7. Перечислить признаки этого предмета. (Яблоко.)
8. Из чего состоит наша речь?
Задание для сектора “Внимание”.
1. Исправь ошибки.
У Серёжы и Алёши стрижы.
2. Исправь ошибки.
Маленький мальчик петя играл во дворе.
3. Чем пишут на доске?
4. Сколько звуков в слове “деньки”?
5. Стоит дуб, на дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
6. От папы пришла телеграмма: “Встречайте, еду автобусом номером 5”. В каком вагоне летал папа? (папа ехал на автобусе)
7. Прочитай ребусы.
100 рона. Сева100 поль.
8. Самая толстая кошка проживала в Австралии, умерла в возрасте 10 лет, весила 21 кг. Где проживала самая толстая кошка?
9. Самая ядовитая змея – морская змея ластохвост. Яд ее более сильный, чем у
любой другой змеи, живущей на суше.
Как называется самая ядовитая змея?
Задание для сектора “Память”.
- Какая буква стоит всегда под ударением?
- Как узнать сколько в слове слогов?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Столица Татарстана?
- Президент России?
- Он поймал золотую рыбку.
- Сколько цветов у Российского флага? (Назови цвета.)
Задания для сектора “Вопросы на все случаи жизни”.
- Столица России?
- Президент Татарстана?
- Как зовут нашего директора школы?
- Что иногда бывает на небе после дождя?
- Сколько знаков действия в математике?
- Назвать людей по профессии.
- Ведущий программы “Поле чудес”?
- Самая большая птица в мире?
- Здание, в котором учатся дети.
- Сколько дней в неделе?
Задания – “Сюрпризы”
- Ты имеешь право дать одно задание другой команде, взяв карточку из любого сектора.
- Другая команда дарит вам один бал.
- Забывай-ка утащил у вас немного знаний – штраф 2 балла.
- ПРИЗ (шоколадка).
- Перейди на клетку 10.проходя через клетку “старт”, получаешь 5 баллов.
- ПРИЗ (тетрадь).
- ПРИЗ (шоколадка).
Давайте подведем итог.
Посчитаем баллы. Какая команда знает Русский язык лучше.