Урок-игра "Части речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Совершенствовать умения различать слова, обозначающих предмет, действие предмета, признаки предмета;
  • Развивать память, внимание, умение сравнивать;
  • Воспитывать наблюдательность, дружбу.

Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид: Урок-игра.

Оборудование: Таблица “настольная игра”, карточки с заданиями для каждого сектора, призы, кубик., фишки разного цвета.

Ход урока

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Такой урок мы с вами не проводили еще. Поиграем в игру “Настольная игра”. Сегодня мы в тетрадях писать не будем, будем выполнять задания на карточках. Разделимся на две команды. Задания на карточках.

Правила игры:

1. Задача игроков– набрать как можно быстрее 20 баллов. На старте обе команды получают по 5 баллов. Проходя через страт, вы каждый раз приобретаете еще 5 баллов.

2. Игровое поле.

Замкнутая клеточная дорожка разбита на 6 секторов:

Имя существительное (квадраты старт – 5); Глагол (6–11); Имя прилагательное (12–17) ; Внимание (18–23); Память (24–29); Вопросы на все случаи жизни (30–35).

3. Ставите свои фишки на “старт” и, бросая кубик по очереди, продвигаете свои фишки на соответствующее количество клеток (от 1 до 6 ).

4. Теперь карточку берем из соответствующего сектора и выполняем задание. Если выполнили правильно получаете 1 балл. Если выполнили задание неправильно или не полностью, баллы не приобретаются.

5. При попадании фишки на клетку “сюрприз” будет сюрприз.

6. Клетка “знай-ка” переправляет фишку по стрелке на клетку под номером 29, причем команда получает в качестве приза 5 баллов.

7. Клетка “забывай-ка” вынуждает игрока вернуться на клетку “отдых” и пропустить ход. Ход пропускается также при простом попадании на клетку “отдых”

8. Клетка “лень” самая каверзная, кто окажется на ней, придется пропустить три хода.

9. На клетке под номером 5 командам придется заплатить штраф, а на клетке под номером 18 – порадоваться призу.

Итак, начинаем игру.

(Таблица и правила игры взята из журнала Педсовет № 5 2003г автор В.В.Ражапова. с.Спорное, Курганская область.)

Задания для сектора “имя существительное”.

  1. Что такое имя существительное?
  2. К данным глаголам подбери существительное.
    (светит ……. , тает ……… )
  3. Назвать слова, обозначающие предметы из сказки “репка”
  4. Составь предложение со словом Весна
  5. Назвать три слова отвечающих на вопрос кто? И на вопрос что?
  6. Какие слова пишутся с большой буквы?
  7. От данных прилагательных образовать существительные
    Хлебный – дубовый –
    Сахарный – печальный –
  8. Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
    Сне . – ду . – утю . –

Задания для сектора “Глагол”.

1. Что такое глагол?

2. Подберите к словам, слова которые обозначают действие этих предметов.

Солнце – Курица –

3. Соедините стрелкой слова и части речи.

земля
пишет
книга
танцует
смотрит

 глагол

 существительное
 прилагательное

4. Соединить стрелкой слова и главные члены
 

Течет
Небо
Дождь
волнуется

 подлежащее
 сказуемое
 

5. Найти в предложении подлежащее и сказуемое.

Мама печет вкусные пироги.

6. Когда слова отвечают на вопрос что делает? когда – что делают?

7. Подобрать противоположные по смыслу слова.

Темнеет – работает –

8. Подобрать(соединить) подходящие глаголы.

Собака
Курица
Свинья
Кошка
Волк
воет
лает
кудахчет
хрюкает
мяукает

9. Какими инструментами что делают? (Соедини стрелками.)

Ножницами
Молотком
Пилой
Топором
пилят
рубят
режут
забивают гвоздь

10. Подобрать близкие по смыслу слова.

Сторожит – бросает – ходит –

Задания для сектора “ имя Прилагательное”.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Подбери к прилагательным существительное

Серый, хищный, злой –
Рыжая, хитрая, ловкая –
Большой, косолапый –

3. Соединить части речи подходящими словами

Прилагательное

Существительное
Глагол
играет
веселый
чудесный
прыгает

4. От существительных образовать прилагательные

Малина –
Солнце –
Река –

Гриб –

5. Найти в предложении прилагательное.

Светит яркое теплое солнышко.

6. Подобрать противоположные по смыслу слова.

Белый –
Высокий –
Большой –
Горький –

7. Перечислить признаки этого предмета. (Яблоко.)

8. Из чего состоит наша речь?

Задание для сектора “Внимание”.

1. Исправь ошибки.

У Серёжы и Алёши стрижы.

2. Исправь ошибки.

Маленький мальчик петя играл во дворе.

3. Чем пишут на доске?

4. Сколько звуков в слове “деньки”?

5. Стоит дуб, на дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

6. От папы пришла телеграмма: “Встречайте, еду автобусом номером 5”. В каком вагоне летал папа? (папа ехал на автобусе)

7. Прочитай ребусы.
100 рона. Сева100 поль.

8. Самая толстая кошка проживала в Австралии, умерла в возрасте 10 лет, весила 21 кг. Где проживала самая толстая кошка?

9. Самая ядовитая змея – морская змея ластохвост. Яд ее более сильный, чем у любой другой змеи, живущей на суше.
Как называется самая ядовитая змея?

Задание для сектора “Память”.

  1. Какая буква стоит всегда под ударением?
  2. Как узнать сколько в слове слогов?
  3. Сколько букв в русском алфавите?
  4. Сколько гласных букв в русском алфавите?
  5. Столица Татарстана?
  6. Президент России?
  7. Он поймал золотую рыбку.
  8. Сколько цветов у Российского флага? (Назови цвета.)

Задания для сектора “Вопросы на все случаи жизни”.

  1. Столица России?
  2. Президент Татарстана?
  3. Как зовут нашего директора школы?
  4. Что иногда бывает на небе после дождя?
  5. Сколько знаков действия в математике?
  6. Назвать людей по профессии.
  7. Ведущий программы “Поле чудес”?
  8. Самая большая птица в мире?
  9. Здание, в котором учатся дети.
  10. Сколько дней в неделе?

Задания – “Сюрпризы”

  1. Ты имеешь право дать одно задание другой команде, взяв карточку из любого сектора.
  2. Другая команда дарит вам один бал.
  3. Забывай-ка утащил у вас немного знаний – штраф 2 балла.
  4. ПРИЗ (шоколадка).
  5. Перейди на клетку 10.проходя через клетку “старт”, получаешь 5 баллов.
  6. ПРИЗ (тетрадь).
  7. ПРИЗ (шоколадка).

Давайте подведем итог.

Посчитаем баллы. Какая команда знает Русский язык лучше.