Цели:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме “Электромагнитные явления”
- Воспитывающая: создание ситуаций для самостоятельного поиска решений.
- Развивающая: развитие познавательной активности, мышления через использование метода научного познания.
Форма работы: групповая: класс делится на 6 групп, каждая группа выполняет определенные задания.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, цифровой фотоаппарат, лабораторное оборудование для изучения электромагнитных явлений
Содержание урока.
1. Организационный этап.
Сообщение учащимся целей урока и формы работы, распределение обязанностей. У каждой группы карточка, которую необходимо заполнить (оценка выставляется группой в конце урока).
Группа №____ |
2. Актуализация знаний.
Повторение основных понятий темы. На экране интерактивной доски таблица. Приложение 1. (Слайд 2.)
А | М | С | И | Л | А | Б |
К | А | Т | У | Ш | К | А |
П | Г | О | Р | Х | О | М |
О | Н | К | Ю | З | М | П |
Л | И | Н | И | Я | П | Е |
Ю | Т | Ц | Д | Ш | А | Р |
С | П | О | Л | Е | С | Ж |
В кодограмме по вертикали или по горизонтали необходимо найти слова связанные с темой:, учащиеся вычеркивают найденные слова, поясняя их смысл ,(сила, катушка, линия, поле, Ампер, компас, полюс, ток, магнит). Демонстрация слайдов “ Историческая справка”. (Слайд 3–8.)
3. Работа в группах.
Объяснение принципа работы в группах:
- Руководитель – организует работу группы и отслеживает коэффициент трудового участия для последующей оценки.
- Теоретик – объясняет наблюдаемое явление во время отчета
- Лаборант – выполняет опыт при отчете
- Экспериментатор – комментирует опыт, выполняемый лаборантом
- Статист – делает итоговые зарисовки на интерактивной доске
Во время работы каждый принимает активное участие в постановке опытов и обсуждении результатов.
При проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности, особенно в группах, где будет проходить работа с источниками тока.
На столах находятся карточки с заданием, необходимое оборудование и незаполненная обобщающая схема (рисунок 1). На выполнение и обсуждение опыта отводится 7 минут, на презентацию 2–3 минуты.
Задания группам:
Группа № 1.
Магнитное поле постоянного магнита.
Имеется два куска металла, один из них намагничен. Выяснить какой из них является магнитом, определить его полюса и с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля. С помощью цифрового фотоаппарата сделать снимок картины и представить на экране. Сделать вывод.
Группа № 2.
Магнитное поле катушки с током.
Катушку на панели подсоединить к источнику тока, с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля, определить полюса катушки . Сделать снимок картины и во время отчета представить на экране. Сделать вывод.
Группа № 3.
Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов.
Провести исследование по взаимодействию магнитов. После этого два магнита лежащих рядом одноименными полюсами накрыть листом бумаги и с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля. Затем два магнита положить рядом разноименными полюсами, и тем же способом получить картину распределения магнитного поля. Картины распределения полей представить в виде фотографии на экране. Сделать вывод.
Группа № 4.
Наблюдение взаимодействия проводников с током
Два кольца подвесить на штативе рядом и подсоединить к источнику тока.
Пронаблюдать их взаимодействие при различных положениях. С помощью компаса
определить полюса у колец и направление тока в них. Сделать рисунок и вывод.
Группа № 5.
Наблюдение взаимодействия медного кольца с током и постоянного магнита.
Кольцо подвесить на штатив и подсоединить к источнику тока. Поднести к нему постоянный магнит и пронаблюдать их взаимодействие. Поднести магнит с другой стороны кольца, выяснить причины изменения взаимодействий. Определить полюса и направление тока в кольце. Сделать рисунок и вывод.
Группа № 6.
Исследование свойств электромагнита:
Собрать электромагнит на штативе, подсоединить его к источнику тока. Используя имеющееся оборудование, исследовать зависимость свойств электромагнита от числа витков, силы тока, и наличия сердечника. Сделать вывод.
4. Выступление групп с отчетом о работе.
При отчете каждая группа демонстрирует опыты, показывает на экране фотоснимки, делает зарисовки на интерактивной доске, объясняет полученные результаты, делает выводы.
5. Составление обобщающей схемы.
Вопросы к схеме:
- Вокруг чего возникает магнитное поле?
- Какие магнитные взаимодействия наблюдаются?
- При каких условиях возникают?
- Что является причиной возникновения магнитного поля?
- В чем связь электрического и магнитного поля?
- Где находят применение электромагнитные явления?
В ходе обсуждения заполняется схема. Рисунок 2.
Подведение итогов урока (рефлексия).
Оценка деятельности на уроке, обсуждение результатов.
Литература.
- Перышкин А.В..Физика ,8 класс, учебник для общеобразов. учреждений , М. Дрофа 2008 г.
- Книга для учителя. Я иду на урок физики. М. Олимп 1999.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике, М. Просвещение, 2006.