Отражение света. Закон отражения света. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;
  • сформировать понятия: угол падения, угол отражения, падающий луч и отраженный луч;
  • сформировать знание о связи между углами падения и отражения света;
  • сформулировать закон отражения света;
  • сформировать умения строить падающий и отраженный луч;
  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.

Организационные формы и методы обучения:

  • Традиционныевводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
  • Инновационныеисследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.

Средства обучения:

  • Традиционные оптический диск, стеклянная пластина, зеркало.
  • Инновационные – тест-программа Мастер-тест.
  • Презентация к уроку, тест-программа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1.

О Свет, живущий в вышине!
Твои Лучи приятны мне!
Когда меня Ты осеняешь,
То дух и плоть Ты сотрясаешь…
И всё волнуется во мне,
Как будто я в чудесном сне!

Ребята, посмотрите на эти две картинки. О каком явлении здесь идет речь? Правильно, о прямолинейном распространении света.

2. Повторение пройденного материала.

10 учащихся отвечают на вопросы тест-программы (Приложение 1), остальные выполняют работу на листочках.

Слайд 2.

1-й вариант.

А) Высота столба, дающего тень длиной 50 см, равна 2 м. Длина тени от дома 4м. Определите высоту дома.

Б) Определите положение тени и полутени:

2-й вариант.

А) Длина тени от ели высотой 2 м равна 40 см. Какова высота березы, стоящей рядом, если длина тени от нее 2 м?

Б) Определите положение тени и полутени:

3-й вариант.

А) Длина тени дерева высотой 2 м равна 3м. Какова высота столба, если длина тени от него 4,5 м?

Б) Определите положение тени о полутени:

4-й вариант.

А) Длина тени метровой линейки 50см. определите высоту дома, если длина тени от него 1м50см.

Б) Определите положение тени и полутени:

3. Объяснение нового материала.

Слайд 3 и 4.

Мы познакомимся с явлением, происходящим на границе раздела двух сред.
Демонстрация: оптический диск, стеклянная пластина.
При падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
Посмотрите на следующие рисунки и скажите, какое явление здесь изображено.

Слайд 5.

Запишем тему урока: Отражение света. Закон отражения света.

Слайд 6.

Различают зеркальное и диффузное отражение. Диффузно отражают шероховатые (матовые) поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны более или менее равномерно (каждая точка поверхности отражает свет только в своем направлении). Зеркально свет отражается от полированных поверхностей (свет отражается в строго определенном направлении).

Вопрос: под каким углом отражается луч света?

Демонстрация: равенство углов при отражении от зеркальной поверхности.

Слайд 7. Видеоролик “Закон отражения света”

Слайд 8. Закон отражения света:

А) луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным в точке падения;

Б) угол падения равен углу отражения.

Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.

Слайд 9. Построение отраженного луча.

  1. Восстанавливаем перпендикуляр CD в точке падения луча АО.
  2. Отмечаем угол падения.
  3. Отмеряем точно такой же угол с противоположной стороны. Получаем луч ОВ.
  4. Показываем угол отражения.

Слайд 10–11.

4. Закрепление изученного материала.

1. Решите задачи:

А)

Б) Чему равен угол отражения, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?

В) В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

2. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:

Слайд 12.

5. Домашнее задание.

1. §63, упр. 30(1,3)

2. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:

3. Изучить материалы сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf