Цели:
- Уточнить представление детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу;
- Закрепить знания о лекарственных растениях и об их лечебных свойствах;
- Сформировать представление о Земле как общем доме для всех, который надо любить и беречь;
- Растить экологически мыслящих людей. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, строить умозаключения.
Материал: Фонограмма “Звуки леса”, макеты разных деревьев, макет “Чудо-дерева” на лесной полянке, карточки для заданий “Узнай дерево по листу”, конверт с письмом и заданиями от “Чудо-дерева”.
Ход занятия
Воспитатель: дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. (Под фонограмму “Звуки леса”, держась за руки, цепочкой дети входят в зал, украшенный в виде полянки в лесу.)
Воспитатель: присаживайтесь на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса. Что вы слышите?
Дети: Пение птиц, шелест листьев, журчание ручья, шуршание и жужжание насекомых.
Воспитатель: (читает стихотворение).
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
Ребята, а вы любите гулять в лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, как нужно вести себя в лесу? О каких правилах поведения в лесу вы знаете?
1. Не сори. Почему? (Ответы детей.)
2. Не шуми. Почему?
Дети: Если будем шуметь – распугаем птиц, птенцы останутся голодными, перестанут птицы петь свои чудесные песни.
3. Не губи. Почему?
Дети: В лесу ничего нет лишнего. Не рви цветы, не ломай ветки, не дави муравьёв.
Воспитатель: Какую роль играет лес в жизни животных и человека?
Дети: Лес – защитник человека;
Лес – родной дом растений и животных
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Воспитатель: Молодцы! Да лес – это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух. Не зря о лесе говорят:
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
Много разных деревьев растёт в лесу. Посмотрите, какие деревья вы узнаете на нашей поляне.
Дети: Ель, липа, рябина, берёза, дуб, осина.
Воспитатель: А это дерево вы узнали? (Показывает на сказочное дерево.) Посмотрите, я что-то нашла (показывает конверт). Давайте посмотрим, что в нём написано: “Дети, вы так много знаете о правилах поведения в лесу. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Если правильно и интересно выполните мои задания, то вас ждёт сюрприз!: Как много интересных заданий прислало нам “ Чудо дерево! ” (Раскладывает перед детьми разноцветные карточки с заданиями, дети по очереди тянут карточки, воспитатель зачитывает.)
1. Задание: “Лес” – отгадайте, с какого дерева лист. (Показывает детям карточки с изображением листьев деревьев. Дети называют их.)
2. Задание: “Поэтическое” – дети, расскажите, какой бы вы хотели видеть природу.
Дети: (читают стихи Е. Карсановой построчно).
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж!
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь
3. Задание: “Лекарственные растения” –
Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш зверобой.
Знаете ли вы лекарственные растения?
– У медведя температура и кашель. Какие лекарственные растения помогают справиться с простудой?
(Мать и мачеха, календула, листья ягоды малины или смородины, ромашка.)
– Заяц поранил лапу. Какие травы применяются при лечении ран?
(Подорожник, чистотел, крапива.).
– У волка болят зубы. Какие растения ему помогут?
(Шалфей, кора дуба.)
– Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Я думаю, эти замечательные растения могут помочь и человеку. Ведь недаром они называются лекарственные растения.
4. Задание: “Отгадай загадку”.
– летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лес);
– зимой и летом – одним цветом. (Ель);
– стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза);
– летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушёная в запас, лечит от простуды нас. (Малина).
– кто говорит: приятно моё кушанье, сладок плод моих трудов. (Пчела);
– домик едет по травинке, объезжает все росинки.(Улитка);
– тоньше его пряжи не найдёшь в продаже. (Паук);– нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
и сады и огороды всей округи полила. (Гроза).
5. Задание: “Птицы”. Без птичьего племени трудно представить Землю. Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса.
– Назовите зимующих и перелётных птиц.
6. Задание: “Животные”. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
– Действительно, ребята, в нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.
В конверте находятся загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её.
– В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф (волк).– Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк (медведь).– Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица (белка).– Быстрее всех от страха,
Несётся…черепаха (заяц).– С пальмы вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова (обезьяна).
7. Задание: “Вода” – Конечно, ребята, вы хорошо знаете. Как важна на Земле вода. Без неё не было бы жизни на нашей планете. Назовите, кому и зачем нужна вода?
Дети:
Всем нужна водичка:
И рыбке и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда
Помогает нам вода.
– Молодцы ребята, прекрасно справились с заданием! Итак, я напоминаю всем, что бесценный дар – чистую воду, на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле всегда будет голубая, чистая вода!
Воспитатель: Подведем итоги. И для этого мы снова с вами поиграем.
Игра: “Выбери правильный ответ”.
1. Почему нельзя загрязнять воду?
– Потому, что в ней погибают живые организмы.
– Потому, что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?
– Да, например комар, он больно кусается.
– Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
3. Какие растения и животные занесены в красную книгу?
– Красивые.
– Те, которым грозит полное исчезновение с лица земли.
Воспитатель включает фонограмму “Чудо-дерево к детям”.
Молодцы! Все справились с заданиями. Ответили на все мои вопросы: хорошо знаете растения и птиц, обитающих в лесу. Свое угощение я приготовил под травкой в корзинке (дети находят печенье в виде грибов и ягод). До скорых встреч в лесу.