Цель: познакомить детей с особенностями изображения образа матери в формах общения с музыкой.
Задачи:
– Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.
– Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к женщине – матери.
– Учить сочинять и исполнять песни о мамах.
Оформление: репродукции картин о материнстве. Фотогазета “Счастливое детство”; “Вот оно счастье!” Выставка детских рисунков “Ты на свете лучше всех”.
Предварительная работа: Дети разучивают песни, стихи, пословицы,
поговорки о маме. Слушают песню “С чего начинается Родина”; муз. Баснер, сл.
Матусовского.
Заострить внимание, с каких слов песня начинается и какими заканчивается. А
какие песни вам пела мама? (Колыбельные.)
При показе картин, о материнстве – поговорить – какая картина, что общего, в
чём различия, как держит ребёнка? Одинаковы ли их лица? Итог, что для женщины –
матери самое главное – это её дитё.
В зале приглашённые мамы, гости. Под спокойную, светлую музыку, в зал входят дети их встречает музыкальный руководитель. Дети свободно располагаются по всему залу.
Муз. рук.: Ребята как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушивает ответы, положительно оценивая такие слова, как “мир”, “Родина”.) Самое лучшее слово на свете – “мама”! Слова “мама”, “мать”, – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Ребята, а что такое “преклонение”? (Выслушивает ответы, обобщает сказанное.) Преклонение это глубокое уважение, восхищение. А перед кем могли бы вы преклониться, уважать, восхищаться? (Ответы детей: мамой, папой, воинами, погибшими солдатами.)
(Дети проходят на стулья.)
Вопросы: Какая мама у вас? Расскажите, какой у неё характер? Где работает твоя мама? Важен ли её труд?
Муз. рук.: О мамах пишут картины, сочиняют стихи, музыку. Музыкой композиторы хотели показать и передать свою любовь, своё уважение, свою благодарность, женщине – матери дающей жизнь человеку. Послушайте произведение Ф Шуберта “AveMaria”, это произведение молитва, посвящённая всем матерям (Слушают).
Муз. рук.: Какая музыка звучала: светлая или мрачная? Как такую музыку нужно слушать? (С закрытыми глазами, сидя, стоя, в тишине, внимательно…) Напомнить детям выражение: “Затаив дыхание”.
Муз. рук.: Мама. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить. Мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом с тобой. И всё что ты видел, всё что окружала тебя, как бы начиналось с мамы.
Давайте поиграем в игру “Песенка – лесенка”. Я пою: “Мамочка твоя”, как бы спрашивая, а вы мне отвечаете пропевая: “Славная моя, милая моя, добрая моя и т.п.”.
Муз. рук.: Нас, качая в колыбели, мамы песенки нам пели, а теперь пора и нам, песни спеть для наших мам.
Песня “Самая хорошая” муз. В.Иванникова, сл. О.Фадеевой. (сборник “Праздники в детском саду”) М.Просвещение 1976 г. 229 с.
Песня “Спасибо”муз.И.Арсеева.
Муз. рук.: Как вы красиво пели песни, с такой теплотой, нежностью и любовью. У мам добрые руки! Что делают мамы дома? Что особенно любит делать твоя мама? Какую работу ты выполняешь вместе с мамой? (Ответы детей.) Трудно маме? Устают ли наши мамы? Детям надо как можно чаще радовать мам своим вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками. Давайте поможем нашим мама сделать “небольшой ремонт и уборку в квартире”.
Звучит ритмичная, современная музыка дети танцуют.
Танец “Ремонт”.
Итог занятия: Мы с вами по – новому взглянули на своих мам. Узнали, как можно через слова, звуки музыки рассказать о материнской любви. Надо любить и беречь своих мам, радовать их добрыми делами. Когда придете, сегодня домой, обнимите свою маму, поцелуйте её и скажите ей добрые нежные слова. Не забывайте, что маму нужно чаще радовать. Это маме приятно. Нарисуйте дома для мамы красивые букеты. И тогда мама будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.
Ребёнок:
Пусть невзгоды и ненастья
Вас обходят стороной
За любовь, за труд, за ласку,
Мамам наш поклон земной.
В конце занятия дети вручают подарки своим мамам при свечах. Под музыку “Пусть всегда будет солнце” дети и мамы идут в группу.
Ещё не шагнув по земле двух шагов,
Ещё не постигнув значения слов,
Но радостно и упрямо
Мы произносим;
Пред именем этим всё в жизни бледнеет,
Оно в трудный час помогает нам выжить
И нет в мире слова, теплей и роднее!
И нет человека надёжней и ближе!
Нам очень приятно вас видеть сейчас,
Таких дорогих и ласковых самых!С днём матери.
Мы поздравляем всех Вас
Привет и поклон Вам,
Российские мамы!