Цель урока:
- сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
- формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
- вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
- умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
- прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: ИКТ.
Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью(растительное масло), компьютер с проектором.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала и закрепление.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Презентация.
Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.
Вопросы к кроссворду:
1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.
- Назовите единицы измерения скорости.
- С помощью какого прибора измеряют скорость?
2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?
- В каких единицах измеряется ускорение?
- Какой буквой обозначается ускорение?
3. Характеристика взаимодействия тел.
- Назовите виды сил?
- С помощью какого прибора можно измерять силу?
4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.
- Что называется перемещением?
- Какие единицы перемещения вы знаете?
5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?
- Чему равно ускорение свободного падения?
6. В каких единицах измеряют углы?
- Какие единицы измерения углов вы знаете?
- Каким приборам мы измеряем углы?
7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…
- Назовите виды движения.
- Что называется равномерным и неравномерными движением?
8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.
- Назовите виды трения?
- Назовите способы уменьшения и увеличения трения?
9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.
- Назовите единицу измерения времени в системе СИ.
- С помощью каких приборов измеряют время?
Назовите мне ключевое слово – Колебания.
Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий,
На ветке паук.
Колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
(Формулируется цель урока.)
3. Изложение нового материала.
Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.
Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.
Учащиеся: повторение.
Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?
Учащиеся: колебания.
Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.
Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.
Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.
Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.
Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?
Учащиеся: подействовали силой.
Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.
Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.
Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?
Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.
Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:
- колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;
- силы трения в системе должны быть малы.
Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.
Свободные – это колебания, происходящие под действием внутренних сил.
Вынужденные – это колебания, происходящие под действием внешних сил.
Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).
6. Домашнее задание.
§24–6, упр. 23.