Урок-эксперимент "Расчет пути, времени и скорости при равномерном движении". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся для постановки целей урока, организовать планирование хода урока по получению знаний в предметной области и развивать самооценку деятельности на уроке.

Класс: 7

Тема раздела: Механическое движение

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после 45 минут урока)

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)

1. Знать: формулы расчёта пути, времени и скорости при равномерном движении с использованием мнемонического треугольника, вид графиков s(t)и v(t)

2. Уметь (делать):

- переводить единицы измерения пути, времени и скорости в систему СИ;

- решать и оформлять задачи на расчёт пути, времени и скорости движения;

- по графику зависимости s(t) определять скорость движения тела; самостоятельно определять цели урока;

- давать оценку своей деятельности на уроке.

1. Предметные цели:

- закрепить знание физических величин, характеризующих равномерное движение

- помочь осознать понятие скорости как векторной величины;

- закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин v, s, t в систему СИ;

- закрепить навыки решения и оформления задач на расчёт физических величин v, s, t;

- закрепить умение объяснять графики равномерного движения s(t)и v(t);

- помочь осознать сходство графика зависимости s=vt с графиком прямой пропорциональной зависимости y=kx.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН

- организовать работу учащихся для постановки цели (целей) урока;

- организовать учащихся для самостоятельного планирования хода урока (мотивация их к самостоятельной работе по получению знаний);

- развивать самостоятельность при решении физических задач;

- развивать самооценку при выполнении самостоятельной работы;

- развивать умение читать графики;

- научить аккуратно оформлять задачи;

- помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока.

Опорные понятия, учебные действия

Формируемые понятия, учебные действия

Скорость, путь, время, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, векторная величина

Продолжить формирование понятий скорости как векторной величины, углубить умение решать и оформлять задачи на расчёт пути, времени и скорости движения, переводить единицы измерений пути, времени и скорости в систему СИ

Диагностические задания (по запланированным целям, как учебный результат ученикам)

1. Фронтальный опрос; (Приложение 1)

2. Самостоятельное решение задачи из фронтального опроса на перевод единиц скорости в систему СИ;

3. Задание по карточке на перевод единиц измерения времени, пути и скорости в систему СИ с последующей проверкой и самооценкой; (Приложение 2)

4. Задание по слайду на решение и правильность оформления задачи на равномерное движение с последующим самоконтролем учащимися;

5. Графическое задание по слайду на умение определять по графику зависимости s(t) скорость движения тела, а также на осознание сходства графика зависимости s=vt с графиком прямой пропорциональности y=kx в математике;

6. Задание по карточке на проверку достижения целей урока с оценкой учащимися их деятельности на уроке (Приложение 3) рефлексия;

Этапы урока

Методический инструментарий

Обратная связь

Организационный момент (тема, содержание урока, план)

1. Декламация на тему механика и механическое движение (загадки в стихах, пословицы, поговорки);

2. Дидактический материал на столе у каждого ученика;

3. Наглядное отображение темы урока на интерактивной доске. (Презентация)

1. Цели урока, предложенные учащимися (записаны на доске);

2. Вариант хода урока, выбранный учащимися

Подготовка к основному этапу занятий; актуализация опорных знаний и умений

1. Фронтальный опрос; (Приложение 1)

2. Самостоятельное решение учащимися задачи из фронтального опроса;

3. Дополнительные проблемные вопросы, включаемые в ход фронтального опроса для обеспечения активизации познавательной деятельности учащихся

1. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;

2. Готовность учащихся к самостоятельному решению задач;

3. Осознание учащимися понятия скорости как векторной величины, относительности скорости.

Закрепление знаний и способов действий

1. Карточки с заданиями (перевод единиц измерения s, v, t в систему СИ); (Приложение 2)

2. Слайды с заданиями на интерактивной доске (задачи, графики, расчётные формулы с использованием мнемонического треугольника)

1. Самостоятельное выполнение учащимися перевода единиц измерения в соответствии с заданием карточки;

2. Самостоятельное решение и правильное оформление учащимися расчётной задачи из задания слайда с последующим самоконтролем;

3. Определение учащимися по графику s(t) скорости движения;

4. Самостоятельное применение учащимися расчётных формул с использованием мнемонического треугольника;

5. Выявление учащимися межпредметных связей (физика-математика) путём осознания аналогии графика зависимости s=vt с графиком прямой пропорциональности y=kx в математике

Информация о домашнем задании

1. Карточка с домашним заданием на определение скорости по графику движения s(t), на определение пути по известным скорости и времени. (Приложение 4)

2. Комментарии к выполнению домашнего задания

 Мотивированность учащихся на качественное выполнение домашнего задания

Подведение итогов урока; рефлексия

1. Карточка на рефлексию

2. Обсуждение учащимися содержания карточек

Оценка учащимися своей деятельности и достижений в ходе урока

Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников в 2011 году по физике

Код раздела

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. МЕХАНИКА

1

1.1.1

Механическое движение и его виды

1.1.2

Относительность механического движения

1.1.3

Скорость

1.1.5

Равномерное движение

Перечень
требований к уровню подготовки, проверяемому ЕГЭ

Код требования

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. МЕХАНИКА

1 (Знать/Понимать)

1.1

Смысл физических понятий: физическое явление, физическая величина, время.

1.2

Смысл физических величин: путь, скорость

1.3

Смысл физических законов, принципов, постулатов; формирование научного мировоззрения

2 (Уметь)

2.1

Описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение

2.3

Приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики

2.4.

Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

2.5.3

Измерять: расстояния, промежутки времени

2.6

Применять полученные знания для решения физических задач

3

 

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, обеспечение безопасности в процессе использования транспортных средств

Литература

1. З. В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва. Издательство «Глобус», 2009г (Расчет пути и времени движения стр.5-8)

2. Г.И. Скворцова, к.п.н., МЦКО, Анализ урока в логике деятельностно-компетентностного подхода. Презентация.

3. С.А. Тихомирова, Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах. Пособие для учащихся и учителей. Москва: Мнемозина, 2008

4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ. Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)