Цель:
- сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях, о районах распространения вулканов;
- представление о роли вулканов в формировании современного лика Земли, значении для людей;
- сформировать знания о гейзерах, их значении.
Оборудование: таблица “Извержение вулкана”, макет вулкана, картина “Последний день Помпеи”, таблица “Гейзер”, физическая карта мира.
Ход урока
Домашнее задание: § 25, практическое задание – сделайте из пластилина макет вулкана или вулканической страны (вулканический конус образует у подножия угол 30°, а выше к кратеру угол увеличивается до 40°, поэтому идеальный конус имеет чуть ВОГНУТУЮ ФОРМУ).
Географический диктант.
Проверка домашнего задания:
|
I вариант
|
II вариант
–10 |
Ответы: | ||
I вариант | II вариант | |
1 | 10 | |
3 | 8 | |
6 | 5 | |
10 | 1 | |
5 | 6 | |
2 | 9 | |
8 | 3 | |
4 | 7 | |
7 | 4 | |
9 | 2 |
- Каменная оболочка Земли.
- Магматическая глубинная ГП.
- Древний материк.
- Метаморфическая ГП.
- Верхняя часть литосферы.
- Переходный слой между ядром и земной корой.
- Место в земной коре или мантии, где происходит разрыв и смещение ГП.
- Процесс разрушения ГП.
- Территория на земной поверхности, которая находится над очагом землетрясения.
- Прибор, который регистрирует даже незначительные колебания земной поверхности.
Изучение нового материала:
- Что такое литосфера?
- Чем сложена земная кора?
- Какие горные породы по происхождению вы знаете?
- Как образовались магматические горные породы (глубинные, излившиеся)?
- В результате какого процесса образовались излившиеся (изверженные) горные породы?
Учитель: Тема нашего урока “Вулканы, горячие источники, гейзеры”.
Целеполагание: Что же мы должны сегодня узнать? (Цель ставят учащиеся, а учитель ее обобщает.)
Сообщение учащегося: Почему вулкан назвали вулканом?
Учитель: Мир вулканов очень разнообразен: у каждого свой характер, свой голос, температура.
Описание извержения вулкана (“Огненное ожерелье” стр.12).
Вопрос учащимся: Почему и где происходят извержения вулканов? (На границах литосферных плит.)
Анализ рис.87, стр.119: Каково строение вулкана? (Работа с учебником.)
Учитель: После извержения вулканы временно прекращают свою работу. Они могут не извергаться десятки и даже сотни лет, а потом пробуждаются.
Схема на доске:
Почему извержение вулканов считают опасным грозным явлением? | |
Сообщение учащегося | с использованием картины “Последний день Помпеи”. |
Учитель: | Но, не смотря на смертельную опасность, которую таят в себе вулканы, люди селятся около них. Каково значение вулканов? |
Сообщение учащегося: | “Значение вулканов”. |
Учитель:
|
Мы уже говорили с вами о том, что температура в недрах Земли велика, поэтому там, где встречаются вулканы, имеются горячие источники, гейзеры. |
Таблица рис.89, стр.122 | Гейзер – (от исландского слова “хлынуть”) – это периодически фонтанирующий источник, извергающий горячую воду и пар. |
“Хрестоматия по физической географии” стр. 48 | Описание гейзеров Камчатки. Как вы думаете, где можно использовать горячие источники? |
Обобщении изученного материала: | Составьте рассказ из 6 предложений на тему “Вулканы и
землетрясения” по опорным словам: Вулкан |
Проверка задания: | |
Подведение итогов урока: | Выставление оценок за урок. |