Вулканы, горячие источники, гейзеры

Разделы: География


Цель:

  • сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях, о районах распространения вулканов;
  • представление о роли вулканов в формировании современного лика Земли, значении для людей;
  • сформировать знания о гейзерах, их значении.

Оборудование: таблица “Извержение вулкана”, макет вулкана, картина “Последний день Помпеи”, таблица “Гейзер”, физическая карта мира.

Ход урока

Домашнее задание: § 25, практическое задание – сделайте из пластилина макет вулкана или вулканической страны (вулканический конус образует у подножия угол 30°, а выше к кратеру угол увеличивается до 40°, поэтому идеальный конус имеет чуть ВОГНУТУЮ ФОРМУ).

Географический диктант.

Проверка домашнего задания:

 

 

I вариант
  1. – литосфера
  2. – мантия
  3. – гранит
  4. – выветривание
  5. – земная кора
  6. – Пангея
  7. – эпицентр землетрясения
  8. – очаг землетрясения
  9. – сейсмограф
  10. – мрамор
II вариант

–10
– 9
– 8
– 7
– 6
– 5
– 4
– 3
– 2
– 1
 

Ответы:
I вариант II вариант
1 10
3 8
6 5
10 1
5 6
2 9
8 3
4 7
7 4
9 2

  1. Каменная оболочка Земли.
  2. Магматическая глубинная ГП.
  3. Древний материк.
  4. Метаморфическая ГП.
  5. Верхняя часть литосферы.
  6. Переходный слой между ядром и земной корой.
  7. Место в земной коре или мантии, где происходит разрыв и смещение ГП.
  8. Процесс разрушения ГП.
  9. Территория на земной поверхности, которая находится над очагом землетрясения.
  10. Прибор, который регистрирует даже незначительные колебания земной поверхности.

Изучение нового материала:

  1. Что такое литосфера?
  2. Чем сложена земная кора?
  3. Какие горные породы по происхождению вы знаете?
  4. Как образовались магматические горные породы (глубинные, излившиеся)?
  5. В результате какого процесса образовались излившиеся (изверженные) горные породы?

Учитель: Тема нашего урока “Вулканы, горячие источники, гейзеры”.

Целеполагание: Что же мы должны сегодня узнать? (Цель ставят учащиеся, а учитель ее обобщает.)

Сообщение учащегося:  Почему вулкан назвали вулканом?

Учитель: Мир вулканов очень разнообразен: у каждого свой характер, свой голос, температура.

Описание извержения вулкана (“Огненное ожерелье” стр.12).

Вопрос учащимся: Почему и где происходят извержения вулканов? (На границах  литосферных плит.)

Анализ рис.87, стр.119:  Каково строение вулкана? (Работа с учебником.)

Учитель: После извержения вулканы временно прекращают свою работу. Они могут не извергаться десятки и даже сотни лет, а потом пробуждаются.

Схема на доске:

Почему извержение вулканов считают опасным грозным явлением?
Сообщение учащегося с использованием картины “Последний день Помпеи”.
Учитель: Но, не смотря на смертельную опасность, которую таят в себе вулканы, люди селятся около них. Каково значение вулканов?
Сообщение учащегося: “Значение вулканов”.
Учитель:

 

Мы уже говорили с вами о том, что температура в недрах Земли велика, поэтому там, где встречаются вулканы, имеются горячие источники, гейзеры.
Таблица рис.89, стр.122 Гейзер – (от исландского слова “хлынуть”) – это периодически фонтанирующий источник, извергающий горячую воду и пар.
“Хрестоматия по физической географии” стр. 48 Описание гейзеров Камчатки. Как вы думаете, где можно использовать горячие источники?
Обобщении изученного материала: Составьте рассказ из 6 предложений на тему “Вулканы и землетрясения” по опорным словам:

Вулкан
Землетрясение
Остров
Лава
Гейзер
Горные породы

Проверка задания:  
Подведение итогов урока: Выставление оценок за урок.