"Моя родословная". Как узнать прошое своей семьи

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Данное мероприятие вводное, оно проводится на начальном этапе в рамках реализации программы «Школа семейного воспитания»  по теме «Моя родословная».

Цели:

1) Образовательная - познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная».

2) Развивающая – способствовать развитию ассоциативного мышления,  умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы.

3) Воспитательные – способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Форма занятия - путешествие, место проведения – классная комната, но детская фантазия уносит детей далеко за её пределы, развивается детское воображение.

Предварительная подготовка: выставка с проектами детей по теме, плакат с деревом, на которое дети приклеят зелёные листочки

Класс разделить на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столе по количеству детей листочки, генеалогические древа, семейные роли. Разрезная карточка с заданиями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Здравствуйте, мои хорошие, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рада, что мы снова собрались с вами сегодня все вместе. Когда мы с вами знакомились, я узнала о вас много интересного, как много у вас увлечений, вы занимаетесь спортом. А знаете, что начинается Олимпиада? Что делают в первую очередь российские спортсмены, когда выходят на стадион?  А какая тема и цель нашего занятия вы мне скажите сами, когда посмотрите клип и послушаете гимн, и скажите, что славит этот гимн ?

Звучит  песня «Гимн семьи» в исполнении группы Инь-ян. На экране слайды по теме семья.(1,2,3,4,5,6,7, Приложение 1)

Выход на тему

Учитель: Скажите о чём эта песня? Что изображено на слайдах?

Дети: Семья.

Учитель: А что это такое семья?

Что мы с вами знаем о семье? Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?  (родственники, родные) А что объединяет всех родственников? (ПРОШЛОЕ)

Тема: Как узнать прошлое своей семьи? (слайд 8)

МОТИВАЦИЯ: А зачем нам знать прошлое своей семьи?- (слайд 9)

Учитель: У каждого из нас есть  своя история. Мы знаем, где и когда мы родились, знаем памятные даты семьи, дни рождения близких людей, храним семейные фотоальбомы.

Представьте на миг, что вы потеряли память, вы не знаете, кто вы, где ваша семья. Как прожить  человеку без памяти?

Семья - это наша опора, защита. Семейные отношения  – это корни  большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это так важно в наше время, что люди даже придумали специальную науку генеалогию, которая изучает  прошлое семьи. И я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, побыть в роли гениологов. Хотите отправиться в путешествие?

Тогда занимаем места в машинах времени и отправляемся в путешествие.

Уселись? А как же мы будем путешествовать без карты? Так можно и заблудиться! Посмотрите на экран (слайд 10), на карту нанесены цели нашего путешествия, давайте их прочитаем:

1. Учебная: познакомиться с понятиями генеалогия, род, поколение, родословная;

2. Развивающая: развивать умения сопоставлять, находить главное, устанавливать связи между событиями, делать выводы;

3. Воспитательная: способствовать формированию семейных ценностей, уважения к своим близким.

Видите, какие важные цели стоят перед нами, мы должны сделать всё, чтобы их достичь и выполнить нашу главную миссию: узнать прошлое своей семьи?

И так не будем медлить, отправляемся в путь.

Релакспауза

Закройте глаза, расслабьтесь, представьте лица своих близких, они придадут вам сил.

Работа с интерактивной доской

Наша первая остановка «Страна слов». Для того, чтобы узнать прошлое семьи мы должны знать слова генеалогия, родословная, поколение, род. Посмотрите на экран, ваша задача сопоставить понятия и их определения ,

Я вам даю минутку посоветоваться в группах.

Проверка (слайд 11),

Молодцы,  вы хорошо справились с работой, и теперь знаете значение ключевых слов, которые нам нужны для выполнения следующего задания.

Групповая работа (Приложение 2)

Нам пришла электронная почта по интернету, но в сети произошёл сбой, и часть информации пропала, и документ распался на части, а нам необходимо восстановит  этот документ, чтобы выполнить миссию. Прочитайте внимательно предложения  и вставьте пропущенные слова. Давайте посмотрим на экран и проверим, правильно ли мы сделали задания. (слайд 12), Молодцы, а теперь давайте отдохнём и поиграем.

Валеологическая пауза

Пианино семейное

Представьте, что ваша группа – это семья. Распределите роли: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. (Приложение 2)

Слушаем меня внимательно, когда я называю вашу роль в семье, вы встаёте.

Логическое задание

Учитель: Мы приближаемся к главной цели нашего путешествия, усаживайтесь поудобнее, готовимся к высадке на станции «Моя родословная». Для того, чтоб нам разрешили посадку, мы должны предъявить документ. Соедините предложения в логической последовательности:

Составление родословной семьи, надо начинать со сбора информации у близких родственников.

Особенно важные сведения может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом своего рода.

Полученную информацию о каждой семье оформляем на отдельных карточках.

Составляем общее генеалогическое древо всего рода, распределяя карточки по поколениям.

Проверяем правильность выполнение задания на слайде. (слайд 13),

Молодцы ребята, как хорошо вы справились с заданием все вместе. Вот так и в семье, если всё делать дружно и слаженно, то любое дело будет по плечу. Мы успешно преодолели все испытания и нам разрешена посадка на станции «Моя родословная», здесь мы познакомимся с творческими работами и узнаем как можно оформить свой проект или рисунок. Я приготовила для вас выставку творческих работ, которые делали ваши ровесники. После занятия можете подойти и посмотреть поближе.

Работа по составлению родословной – это творческий и увлекательный процесс, который охватывает всех родственников. Вы можете начать составлять историю своей семьи, а потом передать её своим детям, таким образом, зародив новую семейную традицию.

Закрепление

А начнём мы прямо сейчас, у вас на столе лежит рисунок семейного дерева, (слайд 14), возьмите его и впишите имена своих близких, начиная со старшего поколения.

Домашнее задание - собрать информацию о ваших родственниках вместе с родителями, бабушками и дедушками и нарисовать рисунок или плакат.

Для тех, кто желает составить проект «Моя родословная», заняться серьёзной исследовательской работой, я приглашаю к сотрудничеству.

Подведение итогов

Наше путешествие заканчивается, давайте подведём итоги. (слайд 15),

Какая цель была нашего путешествия? Удалось нам её выполнить? Можно возвращаться назад?

Релакспауза

Закрыли глаза и подумали, что нового вы узнали сегодня на занятии? Понравилось ли вам наше занятие? Появилось ли у вас желание составить родословную своей семьи?

Внимание! Наша машина времени приземляется на станции «Мой класс – моя семья». Представьте, что мы с вами тоже одна большая семья, каждый из нас – листочек одного большого дерева, и чтобы его не унесло порывом ветра, мы должны держаться все вместе. Возьмите листочки на столе, подпишите своё имя и по группам подойдите к дереву - символу нашей крепкой дружбы и наклейте на него свои листочки.

Рефлексия

Наше занятие закончилось, мне было очень приятно с вами работать. Мне очень важно знать, как вы чувствовали себя в нашем путешествии. Кому было хорошо, встаньте, пожалуйста, улыбнитесь и похлопайте в ладони.

Спасибо за работу! До свидания!