Информационные технологии на уроках окружающего мира по теме "Первое знакомство со звездами"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель занятия:

  • дать представление о солнце, как главе Солнечной системы;
  • познакомить с терминами: астроном, телескоп;
  • развивать логическое мышление, память, коммуникативные навыки, умение организовывать себя на работу в паре;
  • развивать навыки работы с кроссвордом на компьютере;
  • воспитывать культуру поведения при работе с компьютером;
  • воспитывать интерес к познанию.

Тип занятия: интегрированный.

Использование ЦОР.

1. Кроссворд, созданный в инструментальной программе – оболочке Hot Potatoes.
2. Презентация MS Power Point.
3. “Человек, природа, общество” – электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в общеобразовательной школе.

Дидактический и раздаточный материал:

  1. Рисунок – схема “Модель Солнечной системы” (1 – на пару учащихся).
  2. Звёзды, вырезанные из цветной бумаги – белые, голубые, красные, оранжевые, жёлтые (по количеству учащихся в классе).

Ход урока

Перед началом урока дети берут “звезду” любого цвета и кладут себе на стол.

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой на работу).

2. Подготовительный этап.

Сегодня мы отправимся в очень далёкое путешествие.
А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Отгадка (звёзды) Приложение 1. Слайд 1.

Учащийся читает наизусть стихотворение

Ю.Синицын “Созвездия”.

Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, –
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.

– Как вы думаете, почему человека с давних пор манило звёздное небо?
– А, что вас привлекает в звёздном небе?
– Как называют учёных, которые занимаются изучением звёзд, планет? Слайд 2.

(Если никто из детей не назовёт, то можно предложить разгадать ребус.) Приложение 2.

– А наблюдают астрономы за звёздами через специальный прибор. Кто знает, как он называется? Слайд 3.

(Если никто из детей не назовёт, то можно предложить разгадать ребус.) Приложение 2.

3. Основной этап.

– Как вы думаете, какого цвета звёзды на небе?
– А почему звёзды имеют разный цвет?
– Правильный ответ нам могут дать астрономы.

Чтение учащимися текста учебника “Звёзды имеют разный цвет” на странице 7.

Рефлексия.  Слайд 4.

(На столе у учащихся лежат звёзды разного цвета. Дети группами выходят к доске, в зависимости от того, какую температуру имеет та или иная звезда.)

– Продолжаем наше путешествие по небу.
– Отгадайте, что ещё мы видим на небе?

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт
И всех разбудит.

Отгадка (солнце).

 Слайд 4. (Сделать 9-й щелчок.)

– Ребята, что вы знаете о Солнце?
– Интересно, а что бы нам рассказал о Солнце астроном?

Чтение учащимися текста учебника “Что расскажет о Солнце астроном” на странице 8.

Что такое солнце? (Звезда.)
– В какую группу отнесём звезду по имени “Солнце”? Почему?

Слайд 4 (сделать 10-й щелчок)

Рефлексия. Учащиеся в парах (на компьютере) решают кроссворд

Приложение 3

По горизонтали:

2. Что такое Солнце?
4. Ближайшая к Земле звезда.
5. Геометрическая фигура, на которую похоже Солнце.
6. Прибор для рассматривания и изучения звёзд, планет.


По вертикали:

1. Вещество, из которого образовано Солнце
3. Учёный, изучающий звёзды, планеты.
 

– Кому удалось разгадать кроссворд, не обращаясь к тексту учебника? Молодцы!
– А кто разгадал кроссворд с помощью текста учебника? Молодцы!
– Продолжаем путешествие.
– Как вы думаете, что ещё изучают и рассматривают астрономы, кроме звёзд? (Планеты.)

Работа в паре.

– Рассмотрите схемы солнечной системы в учебнике на стр. 9 и стр.10. Сравните их. Какая схема, по вашему мнению, верная. Почему?

Проверка:

Просмотр анимации по теме “Модель Солнечной системы”.

– Чьё предположение оказалось верным? Молодцы!

Работа в паре.

– Возьмите лист с моделью Солнечной системы. <Рисунок 1>
– Вам нужно вписать названия планет. Можно пользоваться учебником.
– Кто понял, как выполнять задание? Пара, которая выполнит задание первой, получит право вставить пропущенные слова в модель на доске. Приступайте к работе.

Контроль и оценка:

У доски находится пара, которая уже выполнила задание.

– Давайте посмотрим, какая модель получилась. Пара называет планеты по порядку, а мы эхом повторяем, если планета правильно названа. Если вы не согласны, то показываете знак несогласия “–”.

Идет проверка.

Обсуждение вопроса “Чем Земля отличается от других планет?” (Мнение детей.)

Чтение учащимися текста учебника “Чем Земля отличается от других планет?” на странице 11.

5. Домашнее задание (выполнить 1–2 любых задания по выбору учащихся).

1) Подготовить рассказ о солнце, с точки зрения людей разного рода занятий, профессий;
2) Выучить названия и порядок следования планет солнечной системы;
3) Подготовить пересказ текста учебника со страницы 6 по страницу 13.

6. Заключительный этап.

– Что нового узнали?
– Что было интересного на занятии?
– Что у вас сегодня получилось, а что нет?
– Что нужно делать, чтобы всё получалось?

Скажем друг другу “спасибо за работу” аплодисментами. Слайд 6.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт.-сост. О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2004.
  3. Методика обучения. 1-4 классы, Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2004.