Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: Запись звуков летнего луга, атласы-определители, энциклопедии, листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Ход урока
Дети сидят по группам, по 4 человека в каждой группе. Всего 3 группы.
Стадия вызова:
Я читаю стихотворение автора И. Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем, влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты
– Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?
(Ответы детей.)
– Правильно. Тема сегодняшнего урока “Жизнь луга”.
Открываю доску, на которой записана тема урока и предлагаю детям записать её в тетрадь.
На доске нарисовано схематическое изображение корзины.
– Ребята отгадайте загадки:
Что несеяно родится?
(Трава.)На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)Эх звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик.)Стоит кудряшка, белая рубашка
Сердечко золотое, что это такое.
(ромашка.)
– Молодцы. Правильно отгадали загадки!
– Какие растения луга вы знаете?
(Ответы детей записываются в корзинку.)
– А теперь закройте глаза и послушайте.
(Включается запись звуков летнего луга.)
– Кого вы услышали?
(Ответы детей.)
– Отгадайте, пожалуйста, загадки.
Осенью в щель забирается, а весной проснется.
(Муха.)Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка.)Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(пчела.)На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет
Сядет – землю роет.
(Жук.)
– Каких животных луга вы знаете?
(Ответы детей записываются в корзину.)
– Сегодня, вы будете учеными, которые изучают жизнь луга, растения, которые
растут на лугу и животных, которые живут на лугу.
– Вспомните, какая наука занимается изучением растений?
(Ответы детей.)
– А какая наука занимается изучением животных?
(Ответы детей.)
– Давайте с вами вспомним, как называются люди, которые занимаются охраной
окружающей среды?
(Ответы детей.)
– Одна группа будет изучать растения луга, другая животных, а третья будет группа экологов. Они составят правила поведения на лугу.
Стадия осмысления.
На столах у каждой группы лежат атласы-определители и энциклопедии, в которых указан материал для изучения. Дети выбирают себе объект для изучения. У каждой группы листы на каждого ребенка и цветные карандаши и фломастеры. Дети знакомятся с новой информацией, делают зарисовки. Группа экологов работает с материалом в учебнике стр. 187-189. Они записывают правила поведения на лугу и зарисовывают условные обозначения.
Стадия рефлексии.
После выполнения задания дети вывешивают на доску выполненные работы и рассказывают, о чем они узнали.
– Молодцы ребята. А теперь мы с вами весь материал соберем в одну схему.
(Составление кластера.)
– Как вы думаете, почему луг является природным сообществом?
(Ответы детей.)
– Давайте с вами составим цепь питания, сложившееся ну лугу
Трава Гусеницы Птицы
– Молодцы ученые. Вы проделали большую работу и узнали много нового, давайте
с вами посмотрим, все ли правильно вы сложили в нашу исследовательскую корзину
вначале урока.
(Разбор корзины.)
Домашнее задание:
– Ребята, давайте все ваши рисунки соберем в один альбом и, это будет материал для других детей.