Жизнь луга. Луг – природное сообщество. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Запись звуков летнего луга, атласы-определители, энциклопедии, листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока

 Дети сидят по группам, по 4 человека в каждой группе. Всего 3 группы.

Стадия вызова:

Я читаю стихотворение автора И. Сурикова.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем, влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты

– Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?
(Ответы детей.)

– Правильно. Тема сегодняшнего урока “Жизнь луга”.

Открываю доску, на которой записана тема урока и предлагаю детям записать её в тетрадь.

На доске нарисовано схематическое изображение корзины.

– Ребята отгадайте загадки:

Что несеяно родится?
(Трава.)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)

Эх звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик.)

Стоит кудряшка, белая рубашка
Сердечко золотое, что это такое.
(ромашка.)

– Молодцы. Правильно отгадали загадки!
– Какие растения луга вы знаете?
(Ответы детей записываются в корзинку.)

– А теперь закройте глаза и послушайте.
(Включается запись звуков летнего луга.)

– Кого вы услышали?
(Ответы детей.)

– Отгадайте, пожалуйста, загадки.

Осенью в щель забирается, а весной проснется.
(Муха.)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка.)

Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(пчела.)

На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет
Сядет – землю роет.
(Жук.)

– Каких животных луга вы знаете?
(Ответы детей записываются в корзину.)

– Сегодня, вы будете учеными, которые изучают жизнь луга, растения, которые растут на лугу и животных, которые живут на лугу.
– Вспомните, какая наука занимается изучением растений?
(Ответы детей.)

– А какая наука занимается изучением животных?
(Ответы детей.)

– Давайте с вами вспомним, как называются люди, которые занимаются охраной окружающей среды?
(Ответы детей.)

– Одна группа будет изучать растения луга, другая животных, а третья будет группа экологов. Они составят правила поведения на лугу.

Стадия осмысления.

На столах у каждой группы лежат атласы-определители и энциклопедии, в которых указан материал для изучения. Дети выбирают себе объект для изучения. У каждой группы листы на каждого ребенка и цветные карандаши и фломастеры. Дети знакомятся с новой информацией, делают зарисовки. Группа экологов работает с материалом в учебнике стр. 187-189. Они записывают правила поведения на лугу и зарисовывают условные обозначения.

Стадия рефлексии.

После выполнения задания дети вывешивают на доску выполненные работы и рассказывают, о чем они узнали.

– Молодцы ребята. А теперь мы с вами весь материал соберем в одну схему.
(Составление кластера.)

– Как вы думаете, почему луг является природным сообществом?
(Ответы детей.)

– Давайте с вами составим цепь питания, сложившееся ну лугу

Трава Гусеницы Птицы

– Молодцы ученые. Вы проделали большую работу и узнали много нового, давайте с вами посмотрим, все ли правильно вы сложили в нашу исследовательскую корзину вначале урока.
(Разбор корзины.)

Домашнее задание:

– Ребята, давайте все ваши рисунки соберем в один альбом и, это будет материал для других детей.