Цель урока:
- Изучить основные стадии клеточного цикла.
- Рассмотреть и изучить особенности всех фаз митоза.
- Сформировать знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли.
Задачи урока:
- Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей: разрешение проблем (аспект – применение технологий. Уровень 1);
- информационная компетентность (аспект – извлечение первичной информации. Уровень 1).
- создать условие для формирования знаний о значении деления клетки, для размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающим постоянства числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: модульный.
Форма обучения: индивидуальная, в парах.
Методы урока: словесные, наглядные.
Оборудование: учебное пособие, таблицы по общей биологии, модель аппликация "Деление клетки", модули, карточки для индивидуальной работы, тесты.
План урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Выходной контроль.
- "Рефлексия".
Ход урока.
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, постановка темы и цели урока.
2. Изучение нового материала.
Актуализация внимания. Работа с “Памяткой для работы по модулю” (Приложение 1).
Работа с раздаточным материалом.
Деление клетки. Митоз.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
УЭ – 0 | Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, прямом делении клеток – амитозе, о подготовке клетки к делению и его фазах, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы | Внимательно прочитайте цель урока | ||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль. |
Подготовка к работе. Цель: Вспомнить разнообразные формы размножения. Задание 1: I. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
II. Обсудите эти вопросы в классе. Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4. Задание 2 .Изучить формы бесполое и полового размножение. Составьте схему.Сравните бесполое и половое размножение по следующим характеристикам:
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. |
Работайте в парах.
Работайте с классом Ваша оценка__ Самостоятельная работа с учебником. Пасечник В.В. (9кл.) стр.84 – 87. Пасечник В.В. (10 – 11 кл.) стр.113
Работайте в парах. Ваша оценка__ |
||||||||||||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: получить представление о митозе. Задание: внимательно прочитайте учебник. Зарисуйте схему митоза. |
Самостоятельная работа с учебником. Беляев Д.К. (10 –
11 кл.) стр. 74 – 76. В тетради схему рисуйте простым или цветным карандашом |
||||||||||||
УЭ – 3 | Цель: самостоятельно изучить основные события,
происходящие в митозе, понять биологическое значение митоза.
Задание: Прочитайте текст “Подготовка к делению”. I. Изучите рисунок (№ 26, стр. 74 в
§ 17) учебника
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 2: Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.
IV. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Проанализируйте ошибки. |
Работайте самостоятельно Беляев Д.К. § 17
Работайте в паре.
Работу выполняйте письменно в тетрадях
Ваша оценка__
Ваша оценка__ Ответы собирает учитель. |
||||||||||||
УЭ – 4 Закрепление изученного материала. |
Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Задание 1: Дайте определения терминам: – митоз; Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8. Задание 2: 1. Клеточным циклом называется: а) Период жизни клетки в течение интерфазы. 2. Какой из процессов предшествует митозу? а) Исчезновение ядерной оболочки. 3. Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза? а) Четыре. 4. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в а) Метафаза. 5. Для каких организмов характерно почкование? а) Пеницилла. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. |
Работайте с учителем
Ваша оценка__
Работайте самостоятельно в тетрадях.
Работа в парах Ваша оценка__ |
||||||||||||
УЭ – 5 | Подведите итоги урока.
Поставьте себе оценку (Приложение 2) |
Индивидуально
Лист контроля начертить в тетради, заполнить его и сдать учителю. |
||||||||||||
УЭ -6 Выходной контроль. |
Цель: проверить усвоение изученного материала по
теме урока. Взять у преподавателя дополненное задание.. Внимательно прочтите задания и выполните его. (Приложение 3) |
На выданном листе выполните задание. | ||||||||||||
УЭ -7 | Резюме. Определите, усвоили ли вы учебный материал по теме урока | Дополнительно поработайте над трудными для вас вопросами модуля | ||||||||||||
УЭ -8 | Рефлексия.
Оцените задания модуля и свою деятельность на уроке с помощью символов.
|
Используемая литература:.
- Общая биология: Учеб. Для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – М.: Просвещение, 2001. – 303 с.: ил.
- Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. Заведений / А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – 304 с. : ил.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
Информационные источники:
- www.ucheba.com
- http://www.novotulka.ru/menu1/52/63
- https://urok.1sept.ru/articles/553278/
- http://kupinos.narod.ru/urok4.htm