Причина трудностей обучения письму и чтению.
1. Характеристика школьных факторов риска, выделение (на примерах) их влияние на возникновение трудностей обучения письму или чтению.
Школьные факторы риска.
№/п | Фактор | Примеры | Результаты |
1. | Стрессовая тактика педагогических воздействий | Возникают конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, с родителями, в которых страдающая сторона – ребенок, оказывает отрицательное влияние агрессивная среда. | Заболеваемость выше в 2,5 раза выше; неврологические расстройств в 1,5 р. больше; снижается внимание, память, ухудшается нервно-мышечная регуляция |
2. | Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей | Использование методики обучения безотрывному письму | Длительное и неэффективное формирование навыка письма; неаккуратный почерк, чрезмерное эмоциональное и функциональное и напряжение, повышение тревожности и т.д. |
3 | Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса. | Открытый вариант – увеличение количества учебных часов. Скрытый вариант – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Ограничение времени в процессе деятельности. |
Резкое ухудшение здоровья; снижение качества учебы, повышаются неудачи, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых |
4 | Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей | Отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения | Из-за сокращения часов на дисциплины, дающие знания ребёнку на начальных этапах обучение трудностям не уделяется должное внимание, всё это ведёт к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2 или в 3 классе очень сложно, а порой и невозможно |
1. Примеры влияния экзогенных факторов риска на возникновение трудностей обучения письму или чтению.
Экзогенные (внешние) факторы.
№/п | Факторы | Влияние |
1 | Экологические (внешнесредовые) | Они непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что в свою очередь отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение. |
2 | Социокультурные условия жизни | Оказывают существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению, приводят к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации.движений. |
3 | Школьные: стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований |
Правильная организация учебного процесса и верная
тактика педагога могут помочь самому “неготовому” к школе ребенку
успешно учиться и, наоборот, школьные факторы могут стать причиной очень
глубоких проблем формирования письма и чтения даже у очень способных и
подготовленных к школе детей. Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребёнок не в силах изменить, минимизировать или исключить. |
Вывод:
Внешние факторы, и прежде всего школьные факторы риска, могут не только вызвать трудности обучения письму и чтению, но и осложнять проблемы, связанные с развитием и здоровьем ребенка.
2. Примеры влияния эндогенных факторов на развитие трудностей обучения письму и чтению.
Эндогенные (внутренние) факторы.
№/п | Факторы | Примеры |
1 | Функциональное развитие ребенка | Различные нарушения речевого развития: сенсомоторики, навыка звукового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимание логико-грамматических отношений, связной речи. |
2 | Психофизиологические особенности | Может быть высокий интеллект и низкий интеллектуальный
показатель; высокие вербальные навыки и средние невербальные, хорошие невербальные и низкие вербальные; низкая неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность |
3 | Нарушения в развитии определенных систем | Расстройство рабочей памяти, проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации, а также расстройство кратковременной памяти или перегрузка рабочей памяти. |
2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения.
1. Сравните, выделите общее в процессах формирования навыков письма и чтения.
Письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы:
- организации внимания,
- произвольной регуляции,
- контроля деятельности,
- звуко-буквенный анализ и фонемный анализ,
- слухового анализа, артикуляции,
- зрительно-пространственное восприятие,
- зрительную и слуховую память,
- зрительно-моторные координации и т.д.
Письмо и чтение – очень сложные навыки, которые формируются длительный период времени, проходя ряд одинаковых этапов.
чтение | письмо |
Первый этап |
|
Анализ и соотнесение графического знака с отдельным звуком. | Внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем |
Второй этап |
|
Прочтение слова и понимание смысла. | Написание буквы.
Нужно (представлять) знать её графический образ, знать и уметь выполнять необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова). |
Владение техникой письма можно разделить на три основных этапа:
чтение | письмо |
Первый этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
Воссоздание звукового образа слова (побуквенное, послоговое чтение) | включающий вычленение и овладение основными элементами действия. |
Второй этап – СИНТЕТИЧЕСКИЙ |
|
Чтение словами –это процесс фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова | объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля. |
Третий этап – АВТОМАТИЗАЦИЯ | |
Начинается осознание дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова(или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла. | сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах. |
2. Рассмотрите психофизиологическую структуру процесса письма и, используя таблицу 1, спрогнозируйте трудности обучения при несформированности одной или нескольких познавательных функций.
Результаты психологического и логопедического обследования первоклассников “группы риска” и прогнозирование возможных трудностей обучения.
Ф.И. уч-ся | Результаты диагностики | Возможные трудности |
Махнутин Никита | Недостаточная сформированность: произвольности, мелкой моторики, несформированность фонетико-фонематического восприятия, трудности звуко-буквенного анализа, |
Неустойчивый почерк, ошибки при письме: пропуски букв, замены букв близких по звучанию (з-с, г-к), сильное утомление, неустойчивая работоспособность) |
Перец Андрей | Недостаточная сформированность: произвольности, мелкой моторики, индивидуальные особенности темпа деятельности, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
Неустойчивый почерк, медленный темп письма, ошибки в пространственном расположении элементов букв(зеркальное письмо), трудности формирования зрительного образа буквы, низкая неустойчивая работоспособность. |
Попов Никита | Недостаточная сформированность: произвольности, мелкой моторики, индивидуальные особенности темпа деятельности, недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия, замены согласных букв близких по звучанию(з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.) |
Очень медленный темп развития навыка
письма, Механическое списывание лучше, письмо под диктовку затруднено(пропуски, замены букв, сходных по звучанию), почерк неустойчивый, недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия. |
3. Прогнозирование трудностей обучения чтению при дефиците внимания и зрительного восприятия.
Ф.И. уч-ся | Результаты диагностики | Возможные трудности |
Назарова Элвира | Дефицит внимания,
Зрительного восприятия, медленный темп чтения |
Затруднения в различении
близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г –т) путает буквы при
чтении, возможна перестановка букв при чтении (рак – кар). Трудность слияния букв при чтении (побуквенное чтение), пропуски букв и слов, индивидуальные особенности темпа деятельности. |
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса.
1. Анализирование предлагаемых заданий методики и обоснование причин возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов.
Виды трудностей у учащихся при письме | Возможные причины ошибок при письме |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор) |
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление |
Пропуск, вставки, перестановки букв, недописывания слов | Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы |
“Не видит строку, нарушает соотношение элементов буквы | Несформированность звуко-пространственного восприятия и зрительной памяти, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы, персеверации | Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности |
1. Обоснование причин возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов.
Виды трудностей | Возможные причины |
Побуквенное или слоговое чтение | Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
Перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов | Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы |
Трудности понимания | Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности |
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса.
1. Обоснование причин следующих нарушений письма в 4-м классе.
Виды трудностей | Возможные причины |
Орфографические ошибки | Незнание правил орфографии, нарушение
распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма,
неумение выделять “ошибкоопасные” места, неадекватный темп работы |
Сильный тремор, неустойчивый почерк | Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением |
Пропуски, замены, недописывания | Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы |
1. Обоснование причин следующих нарушений чтения в 4-м классе.
Виды трудностей | Возможные причины |
Ошибки при чтении | Нарушения зрительного восприятия и зрительного восприятия образа буквы, трудности концентрации внимания, функциональная слабость центральной нервной системы, выраженное утомление, |
Трудности понимания прочитанного | Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности |
Трудность пересказа | Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление |
Описание примеров нарушения навыков письма и чтения одного учащегося с указанием типов нарушений и возможных причин возникновения.
Ф.И. учащегося | Класс | Возраст | Типы нарушений | Причины возникновения нарушений |
Пороник Елизавета | 4-А | 10 лет | Неустойчивый почерк Замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.) Не использует правила (заменяет буквы) |
Форсирование темпа обучения, выраженное
функциональное напряжение, утомление Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия, трудности звуко-буквенного анализа Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности); трудности концентрации внимания; неустойчивая работоспособность. |
Ф.И. учащегося | Класс | Возраст | Типы нарушений | Причины возникновения нарушений |
Пороник Елизавета | 4-А | 10 лет | Замены букв, неправильное произношение при
чтении Пропуски слов, букв (“невнимательное чтение”) Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
Недостаточная сформированность
звуко-буквенного анализа, несформированность механизмов организации
деятельности (трудности концентрации внимания); Выраженное напряжение, утомление Индивидуальные особенности темпа деятельности |
Литература:
- М. М. Безруких “Трудности обучения чтению и письму в начальной школе”. М. Педагогический университет “Первое сентября”. 2009 г.
- Королёв А.Н. “Нарушения чтения и письма у детей”.– СПб. 1997 г.