Программное содержание:
- Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях. (Познание.)
- Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. (Познание, социализация.)
- Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. (Познание, здоровье.)
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России. (Познание, социализация.)
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. (Социализация.)
- Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. (Безопасность.)
- Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами. (Безопасность.)
- Формировать умение работать с солёным тестом. (Художественное творчество.)
- Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы.
- Развивать такие социально-психологической черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой. (Социализация, коммуникация.)
- Формировать умение работать сообща.
- Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Интегрируемые образовательные области: “Познание”, “ Коммуникация”, “Безопасность”, “Художественное творчество”, “ Социализация”.
Возрастная группа: подготовительная
Материалы и оборудование:
- Атрибуты: игрушка домовёнок Кузя, ширма для театра, кукольная мебель для чаепития.
- Ноутбук (или большой экран с проектором).
- Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни.
- Карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба.
- Солёное тесто.
- Приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка).
Ход занятия
Дети играют , (воспитатель заранее должен приготовить все оборудование для занятия, установить проектор или ноутбук) неожиданно появляется сказочный персонаж – домовёнок Кузя:
– Ой, беда, беда, огорчение! Ой-ой-ой.
Воспитатель: – Что случилось? Ребятки, смотрите кто это? (Оветы детей – домовёнок Кузя). Что с тобой случилось, Кузенька?
– Ой, беда, беда!!! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился а хлеба то нету! Ой, беда, беда.
– Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?
– Да вы что?! Да кто ж без хлеба за стол садится?! Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали?!
– Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? (Ответы – сходить в магазин.)
– Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!
– Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузьме? (Ответы – испечь самим). – Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите получить на них ответы?
– Яхонтовые мои, устраивайтесь на стульчиках , а я вам расскажу и покажу как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё много интересного. А поможет мне мой друг Колобок. Смотрите. (Дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию) (Приложение 1.)
У народа есть слова: “Хлеб – всей жизни голова!” Славится он первым на земле, Ставится он первым на столе! |
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. |
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя встречали всегда хлебом и солью. |
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной,
или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и
сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. |
Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. |
Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух" – домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица". |
На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. |
Вот он – хлебушек душистый. Вот он – теплый, золотистый, В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло |
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. |
Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на “расстойку” чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. |
Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью. |
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением.
Про него сложено очень много пословиц
|
– Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд. А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба – это процесс сложный и трудоёмкий.
Проводится физкультминутка:
Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!
(Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)
– Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак занимайте свои места. Прежде чем начать, давайте графически выстроим процесс выпечки хлеба, чтобы вы ничего не забыли и удачно справились с поставленной задачей.
(Один ребёнок приглашается к доске и выкладывает схематично из представленных картинок процесс выпечки хлеба, остальные дети на столах проделывают ту же операцию.) Приложение 2.
– Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто. Затем?
(Отправить тесто на расстойку, подниматься), дальше – сформировать хлебобулочное изделие.
(Батон, буханку, бублики, плюшки и т.д.) и отправить в печь. Молодцы! Ну что ж , а теперь следуя вашим технологическим картам, приступайте..
– Бриллиантовые мои , я вам немного помог и тесто уже замесил. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь. Мы с Нафаней очень любим калачи, каравай, бублики, да и батончиком побаловаться не прочь.
Воспитатель: Приступайте. Вы можете “ испечь” любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку.)
– Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.
(Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.)
– Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Посмотрите в ваши технологические карты. Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, а Кузьма их потом заберёт и вам покажем. Вы все сегодня славно потрудились, выручили Кузю, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
– Спасибо, яхонтовые мои. Выручили меня. Пойду Нафаню встречать.
(Воспитатель уносит поделки, а через некоторое время приносит и предлагает детям поиграть.) В свободное время поделки необходимо раскрасить и покрыть лаком.
Приложение 3. Песня “На печи сижу.”