Программное содержание:
Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.
Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.
Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).
Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.
Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.
Структура занятия:
1 часть – организационный момент.
Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.
2 часть.
Составление предложений по индивидуальным
картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”
3 часть.
Итог.
Ход занятия
1. Пальчиковая гимнастика:
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.
2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:
На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.
3. Детки послушайте загадки:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?
4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.
Дорогие ребята, Здравствуйте!
Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.
Веснянка.
Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.
5.
– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?
– После какого времени года наступает весна?
– Назовите весенние месяцы?
– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?
Назовите месяц середины весны.
Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?
Чем отличается весна от другого времени года?
Какие птицы прилетают первыми?
Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)
Что одевают люди весной?
6. Игровое упражнение “Какая погода”
Какая погода бывает весной, если на улице:
– идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?
Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?
Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.
7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:
1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.
8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.
Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.
Поработали, а теперь давайте отдохнём.
Физминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
9. Составление предложений по пейзажным картинкам.
Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).
Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).
Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).
Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.
Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”
Моделирование (используется интерактивная доска).
Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:
Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.
Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.
Занятие окончено.