Цель урока: знакомство с правилом нахождения неизвестного вычитаемого.
Задачи урока:
1) Продолжить формирование умения
решать уравнения с неизвестными слагаемыми;
учить решать уравнения с неизвестными
вычитаемыми. Сравнить данные типы уравнений
через взаимосвязь действий сложения и вычитания.
2) Развивать операции мышления (анализ, синтез,
сравнение, классификацию), моделирующую
деятельность, пространственное мышление.
3) Формировать систему ценностей, направленную на
максимальный вклад каждого в коллективную
деятельность.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод.
Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной формы работы с групповой и индивидуальной.
Средства обучения:
Учебник математики 1 класс. Аргинская И.И.
Демонстрационный материал: таблица с латинскими буквами, таблица с понятием уравнения, магнитофон для физкультминутки.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Организация класса, проверка готовности к уроку, задание положительной мотивации.
2. Сообщение темы и цели урока.– Каждый урок – открытие. Сегодня мы будем открывать для себя что-то новое. Это новое связано с понятием “равенство” и “неизвестное число”. Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? ( Об уравнениях.) Что такое уравнение? ( Равенство, в котором есть неизвестное число.)
Как всегда на уроке будем повторять то, что нами уже было открыто.
3.Актуализация знаний.На доске числа: 15, 7 ,8.
Что вы можете о них сказать?
Дети: 7 и 8 – однозначные числа, 15 – двузначное число. С ними можно составить выражения.
– Составьте, пожалуйста, запишите в тетради. Что получилось?
Проверка на доске.
7+8=15
8+7=15
15-7=8
15-8=7
– Что мы сейчас вспомнили?
Дети: Что действия сложения и вычитания взаимосвязаны.
4. Выход на проблему. Работа над новой темой.– Измените первое равенство так, чтобы второе слагаемое было неизвестно. Что получилось? (Уравнение.) Решите его.
Проверка на доске.
7+х=15
х=15-7
х=8
Как мы находим неизвестное слагаемое?
Дети: Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
– Измените третье равенство так, чтобы вычитаемое было неизвестно.
Что получилось? (Уравнение.)
Проверка на доске.
15– у =8
– Как его решить? Что неизвестно? (Вычитаемое.) Чему в третьем равенстве равно вычитаемое? (7) Как получить 7?
Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности.
Чем похожи уравнения?
Дети: В них одинаковые числа. И решаются они одинаково, действием вычитания.
А теперь правило решения уравнения с неизвестным вычитаемым прочитайте в учебнике на странице 118 № 293
– Сравните пары уравнений. Какая между ними связь?
5. Закрепление. Рефлексия.
Решите в тетради первое и второе уравнения № 293 по вариантам.
1 вариант: 13-а=5 |
2 вариант: 17-n=9 |
Проверка решения на доске. |
|
13-а=5 |
17– n = 9 |
а=13-5 |
n =17-9 |
а = 8 |
n =8 |
Дома составите три своих уравнения с неизвестными вычитаемыми и решите их.
6. Физкультминутка “Рисуем звезду”Под музыку учитель спокойно и медленно говорит.
“Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, руки на колени ладонями вверх, представляйте всё, о чём я буду говорить.
Представьте в себе сердце маленькую звёздочку. Эта звёздочка состоит из двух половинок. Первая половина – то, о чём вы мечтаете и на что надеятесь. Вторая – то, что вы делаете, чтобы добиться успеха. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что достигли цели и вам удалось то, к чему вы стремились. Мысленно порадуйтесь: “Я заслужил удачу!” Откройте глаза и скажите уверенно вслух: “Я смогу сделать то, что мне надо сделать!”
7. Повторение пройденного.1)Выделение “лишнего объекта”
Задание №295 на странице 119.
Назови “лишний” рисунок. Объясни свой ответ.
Ответы детей.
“Лишний левый рисунок в нижнем ряду, потому что там дети идут в школу, а на остальных – из школы” “А ещё он лишний, потому что на нём дети идут, а на остальных – стоят”.
“Лишний рисунок левый в верхнем ряду, там дом, а на остальных школа”.
“Лишний рисунок правый в нижнем ряду, там зима, на остальных лето”.
“Лишний рисунок правый в верхнем ряду, на нём мальчиков меньше чем девочек, на остальных – поровну”.
“Лишний рисунок средний в верхнем ряду, там все дети разговаривают, на других – один говорит – другие слушают”.
2) Виды многоугольников.
Задание №294
– Как называется фигура? (треугольник)
– Можно назвать по-другому? (многоугольник)
– А ещё? Когда мы ещё не знали многоугольников, как называли такие фигуры? (замкнутые ломаные линии)
Сколько треугольников?
Что можно сказать о латинских буквах, которые использованы для обозначения фигур? ( Они пишутся так, же как и русские) Назовите буквы, которые и читаются как русские. (М,А,О,К)
МАН, МНВ, МАВ, МОС, МСК, МОК.(6)
Сколько других многоугольников?
НАОС, ВНСК, ВАОК.(3)
Сколько всего? Запишем выражение.
6+3=9
3) Двузначные числа. Разряд десятков.
№296
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
– Чем похожи, чем различаются числа первой и второй строки? ( У них разные цифры в разряде единиц, и разные – в разряде десятков)
– На сколько, каждое число второй строки, меньше числа стоящего над ним?
(на 10)
– Какое общее название подходит всем числам? (двузначные)
– Дальше задание будете выполнять двумя группами.
Работать будем с числами второй строки. Первая группа выпишет числовой ряд, в котором первое число – наименьшее двузначное число, всего в ряду – 5 чисел. Вторая группа запишет числовой ряд – первое число которого – сумма чисел 8 и 7, в ряду 5 чисел.
– Уменьши на 10 каждое число числового ряда. Запиши результат
10 11 12 13 14 |
15 16 17 18 19 |
0 1 2 3 4 |
5 6 7 8 9 |
– Какое общее название подходит всем полученным числам? ( однозначные )
8. Итог урока Рефлексия.– Что сегодня для себя открыли нового?
– Что больше всего понравилось, было самым интересным?
Начертите две “волшебные линеечки”. По каким критериям будете оценивать свою работу? (красота и правильность) Поставьте крестик на каждой из них.