Целью в работе учителя-логопеда является выявление и устранение речевых нарушений у учащихся логопедическими средствами, что способствует успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к условиям общеобразовательной школы. Одним из важных направлений в работе школьного учителя-логопеда является диагностическое обследование учащихся начальных классов, особенно первоклассников. Цели данного обследования многосторонни: выявить количество детей-логопатов, нуждающихся в оказании логопедической помощи – консультационной, либо в систематических постоянных занятиях. Также целью обследования является выявление нарушений не только устной, но и письменной речи. С учащимся, нуждающемся в логопедической помощи, коррекционные занятия необходимо начать как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений, предотвратить полностью или частично развитие дисграфии и дислексии. Обычно обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течении первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия, с ними логопед проводит тщательное обследование. [6]
Логопедическое обследование включает в себя: тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке; логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребёнка; анализ речевых нарушений и педагогическую оценку всех полученных данных. Во время логопедического обследования особое внимание обращается на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения. По данным логопедического обследования происходит комплектация логопедических групп. С будущими первоклассниками учитель-логопед начинает знакомство в школе “Малышок”, занятия в которой проходят с января по май месяц, проводят учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед. Логопед обследует состояние всех зачисленных на эти занятия детей и выявляет детей с речевыми нарушениями, поскольку одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. 1-й этап обследования логопедом – обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников. На занятиях в школе будущего первоклассника учитель-логопед собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графомоторных навыков. В ходе логопедического обследования дошкольников выявляются группы риска, в которые входят дети с поздним и аномальным развитием речи, с нарушениями пери- и постнатальных периодов, с билингвизмом. Анализ диагностически-значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Посещение открытых занятий в детском саду, круглые столы по передаче детей в школу, речевые карты передаются дошкольными логопедами в школу – всё это способствует своевременному обследованию детей учителем – логопедом в школе “Малышок” и организации систематической коррекционной работы. Среди таких дошкольников много неорганизованных детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, либо родители таких детей проявляют логопедическую некомпетентность, что мешает им вовремя обратиться за консультацией к специалисту, поэтому обследование таких детей учителем-логопедом необходимо. Таким образом, стартовое логопедическое обследование начинается у школьного логопеда до поступления ребёнка в 1 класс.
Учитель-логопед, выступая на родительском собрании, рассказывает, что такое речевая готовность к школе и предлагает пройти детям логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы, но вместе с тем, оно имеет своё специфическое содержание. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечивается тем, что обследование происходит на фоне личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого.
2-м этапом является углубленное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи. Подобное обследование проводится либо в конце учебного года при условии посещения ребёнком школы “Малышок”, либо в начале учебного года. Обследование проводится индивидуально, в присутствии родителей, на каждого ребёнка тратится от 20 до 40 минут, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Обследование проводится в кабинете логопеда, причём материал для обследования готовится заранее, обстановка для обследования должна быть психологически правильной. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, не был испуганным, это может сказаться на повышение тонуса мышц. Необходимо начать логопедическое обследование ребёнка с изучения медицинской и биографической документации – сбор и анализ анамнестических данных, выяснение акушерского анамнеза: протекание беременности в 1 и 2 половину, протекание родов и первый крик при родах, состояние ребёнка в момент рождения, ранний отказ от грудного вскармливания и анамнеза развития ребёнка– психомоторного, соматического, доречевого, раннего речевого, нервно-психического. Со слов родителей заполняются такие пункты, как имя, фамилия, возраст, жалобы родителей, краткие анамнестические данные, данные раннего развития: общего (коротко) и речевого (по периодам). Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем появление и качество первых слов и простых фраз. Какие звуки произносились неправильно, не было ли нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов, проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств , в течение какого периода, её результат, характерные особенности понимания речи окружающих. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей, воспитателя, учителя. Желательно, чтобы в ней были сведения, чем интересуется ребёнок. Данные о состоянии слуха, зрения, интеллекта желательно заполнять на основании предоставленных справок. Причём состояние интеллекта – важный фактор при анализе речевого нарушения. [3]
Данные о состоянии органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости, предлагая ребёнку произвести основные движения каждого из органов, учитывается быстрота движений, плавность и равномерность движений правой и левой половины, объём, амплитуда, темп и скорость переключения. При этом логопед определяет насколько их строение соответствует норме. Исследуемые отделы речевого аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать по схеме: губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык, нижняя челюсть. Особенно подробно логопед оценивает объём артикуляционных движений языка. На данном этапе диагностируются затруднения в движении артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объёма движений – активных и пассивных, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, тонус мускулатуры, точность движений, длительность удерживания артикуляционных органов в определённой позиции.
Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым определённых действий – для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперёд и отвести их усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ, надуть и втянуть щёки. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им как маятником. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперёд, установить нет ли контрактуры. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной, язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопедом и невропатологом. При выполнении указанных действий необходимо отметить наличие или отсутствие сопутствующих движений лица, мимических мышц. Далее отмечаются особенности нарушения дыхания, голоса (сила, высота, тембр – сиплый, резкий, с носовым оттенком), просодической организации речевого потока, исследуются динамические характеристики речи: темп и ритм, интонация, выразительность, употребление ударений (словесного и логического), употребление пауз в потоке речи.
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи. Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искажённое произношение (носовое, смягчённое, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное), изолированно, в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, их уподобление, перестановка.
Для исследования фонематической стороны речи используются картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие. Для установления состояния звукового дифференцирования звуков необходимо проверить состояние слуха. Для этого ребёнок должен выполнить задание данное тихим голосом или шёпотом, например: “Покажи, где висит картина. Подними правую руку”. Лицо или органы речи логопеду необходимо при этом закрыть экраном. Также необходимо выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребёнок должен ответить на вопросы: “Что гудит? (машина). Угадай, что звучит? (свисток, труба, шуршит бумага)”. Необходимо проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребёнок повторяет: ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся; мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза; семь машин на шоссе, пастушок быстро шёл, висел железный замок. [2] Для проверки состояния фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений предлагаются подобные задания: определить, есть ли звук в словах, определить количество звуков в слове и место звука в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определённый звук, узнать и воспроизвести гласные и согласные звуки, соотнести звук с буквой.
Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью, и логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную её стороны. Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи) логопед ориентируется на то, как ребёнок понимает названия слов часто и редко встречающихся в разговорной речи, обобщающих слов, близких по значению; понимание простых предложений (односложных конструкций, более распространённых форм, понимание интонационного характера предложений, различных грамматических категорий (род, число, падеж) выясняется с помощью вопросов по картинке. [4] Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При обследовании понимания логопед не всегда ждёт развёрнутого ответа, достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. При обследовании (собственной) экспрессивной стороны речи выявляется уровень речевого развития ребёнка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слова.
Для исследования лексики и грамматического строя речи используются предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, картинки с изображением действий, картинки с изображением разного количества предметов (стул-стулья, шкаф-шкафы), картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина). [5] Наблюдая за речью ребёнка, логопед определяет бедность или богатство его словаря, объём, точность употребления слов, соответствие возрасту, называя предметы, действия, цвет и форму, при этом важно использовать не только приметные картинки, но и сюжетные, указывающие положение в пространстве, для выявления употребления предлогов. При обследовании грамматического строя речи выявляется характер оформления ответов, употребляемых предложений (двухсловные, трёхсловные, наличие сложных предложений). [7] При обследовании словообразования выясняется образование профессий женского рода, название детёнышей животных, образование прилагательных от существительных. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые идут от простого (Мальчик идёт), простого распространённого с употреблением дополнения (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя речи логопед выясняет состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде). Материалом для исследования состояния письменной речи являются тексты для чтения различной сложности, слоговые таблицы, буквы, тексты диктантов и изложений, печатные и рукописные тексты для списывания. Необходимо определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных), слов, предложений, текста, также определить понимание прочитанного, скорость чтения и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое). При исследовании процесса письма необходимо в каждом виде письменных работ определить количество и характер ошибок. Письменные работы предлагаются следующие: списывание с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку (слуховой диктант), изложение, письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми учениками звуками, письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми учениками по слуху звуками (глухие – звонкие, свистящие – шипящие), письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами (и-у, и-ц, о-а, б-д).[1] Так же логопедом проверяется состояние зрительно-пространственных функций: определение ведущей руки, правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, выполнение проб Хэда. Состояние речезрительных функций: узнавание букв вперемешку, усложнённых букв, наложенных, сходных по начертанию. Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребёнка отрицательное отношение к учебникам, букварям, книгам для чтения, поэтому необходимо использовать самый разнообразный материал, оформленный в виде карточек, табличек. Именно разнообразие и многофункциональность диагностического материала позволяет выявить за короткое время у ребёнка речевые проблемы.
Обследование начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым. Она позволяет выявить коммуникативно-речевые умения ребёнка, судить о произношении ребёнка, умении строить предложения и о словарном запасе ребёнка. Также беседа позволяет судить о некоторых особенностях личности ребёнка и о его развитии, выявляются интересы ребёнка, наличие любимых игр, занятий, особенности представлений об окружающем. Логопед предлагает определённые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой адрес? С кем живёшь? Кто из твоих братьев (сестёр) младше (старше) тебя? Есть ли в доме твоём животные? Опиши их. Какая твоя любимая игрушка?
Другим методическим приёмом обследования будет активное наблюдение за ребёнком, для этого логопед предлагает картинки, игрушки, даёт разные задания. Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышления ребёнка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определённые выводы, опираясь на вопросы логопеда, необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения. Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Например, назвать одним словом – стол, стул, шкаф, диван. Что такое транспорт? Назвать животных, их детёнышей в единственном и множественном числе. Назвать жилища животных. У собаки – конура. Чья конура? Собачья. Проверка образования притяжательных прилагательных. Назвать времена года, дни недели. Что такое сутки? С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предметов. Так, собака сидит на коробке, под коробкой, за коробкой. Собака выглядывает из коробки, из-за коробки, из-под коробки. Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов, большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребёнок изменять слова и образовывать новые (стакан из стекла – стеклянный; рыба, ловить – назови одним словом этого человека – рыболов; дом – назови ласково –домик, а теперь во множественном числе – дома).
Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребёнка расстройства. Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и даёт возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребёнку, видеть общую речевую ситуацию и тенденции её развития, обеспечить диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения, поставить речевой диагноз: степень и характер нарушений устной и письменной речи.
Список литературы.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева., Л.В. Бенедиктова.– СПб.. 2001 . – 24–88 с.
- Методы обследования речи детей: учебное пособие / под ред.И.Т. Власенко и Г.В.Чиркиной; сост.Т.П. Бессонова. – М., 1992.
- Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
- Практикум по олигофренопсихологии: учебное пособие / под ред. А.Д.Виноградовой.– Л., 1980.– 68–77 С.
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под общей ред. Н.А.Заруба; авт-сост.: Л.И. Загляда, Г.А.Спирина, А.Н. Климова, А.В.Толкачёва. – Кемерово., 2007. – 114 с.
- ФиличеваТ.Б., ЧевелёваН.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Б.Филичева., Н.А.Чевелёва., Г.В. Чиркина. – М.,1989. – 223с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.