Цели урока:
Обучающие:
- Отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов.
- Отработка навыков правильного оформления результатов работы с диаграммами.
- Закрепление знаний о климате и климатообразующих факторах.
- Закрепление знаний о принципах работы табличного процессора Microsoft Excel.
- Оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретной задачи.
Развивающие:
- Развитие навыков групповой практической работы.
- Развитие способности логически рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к выполнению практической работы.
- Развитие познавательного интереса.
- Воспитание информационной культуры.
Тип урока: Практическая работа, проводится в кабинете информатики
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты атласа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
3. Актуализация опорных знаний:
- дать определение понятию “климат”;
- какие климатические пояса и области выделяются на территории России (карта на интерактивной доске);
- причины, влияющие на разнообразие климатических условий на территории России;
- что такое визуализация числовых данных;
- какие данные нужны для построения диаграмм;
- какие типы диаграмм вы знаете;
- вспомнить элементы климатограммы.
4. Практическая работа
Обучающиеся, в ходе практической работы, должны построить климатограмму, определить тип климата и разместить ее на климатической карте России.
Практическая работа проводится в кабинете информатики. Обучающиеся работают по парам за компьютером.
I. Построение климатограммы (алгоритм выполнения работы для учеников Приложение 1)
Порядок работы.
- Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Office /Microsoft Excel).
- Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру
- В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Месяц”, “Количество осадков, мм”, “Температура, ° C”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
- На Листе 1 создайте таблицу температуры и количества осадков города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – “март”. В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.
- Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию
Месяц Количество осадков, мм Температура, ° C январь 45 -9,3 февраль 37 -7,7 март 34 -2,2 апрель 40 5,8 май 58 12,9 июнь 76 16,6 июль 92 18,1 август 74 16,4 сентябрь 64 10,9 октябрь 58 5 ноябрь 58 -1,1 декабрь 52 -6,1
- Построим климатограмму данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы “Мастер диаграмм”.
- Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения климатограммы. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Нестандартные”, слева “График/Гистограмма 2”. Щелкаем по кнопке “Далее”
- На 2-м шаге определяется источник данных для построения климатограммы. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.
- На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”
-
На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”
-
Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку “Параметры”, уменьшаем ширину зазора до “0”.
- В полученной климатограмме нулевые отметки у правой и левой осей, не совпадают. Для их совпадения выполняем следующие шаги: щелкаем по левой оси значений, выбираем закладку “Шкала”, выставляет минимальное значение “-100”, максимальное “100”, цена деления “20”. Тоже делаем с правой осью.
Сохраните результаты работы (щелкните по “Файл” – “Сохранить как…”, присвойте имя файлу и выберите папку).
Преимущество электронных таблиц состоит в том, что в случае изменения исходных данных в таблице, наша климатограмма автоматически перестраивается.
II. Для определения типа климата, после построения климатограммы, обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Температура января, оС | Температура июля, оС | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков | Тип климата |
III. Разместить климатограмму на климатической карте России, используя интерактивную доску.
5. Подведение итогов
В нашей стране климат отличается большим разнообразием ввиду протяженности территории с севера на юг и с запада на восток. На формирование климата оказывают влияние определенные факторы: ГП, солнечная радиация, ВМ, подстилающая поверхность.
Обучающиеся сдают работу в виде файла на компьютере и записей в тетради, содержащих анализ построенной диаграммы с выводами.
В конце урока учителя подводят итоги и оценивают деятельность обучающихся.
Данные для построения климатограмм (Приложение 2).
Список литературы:
- Использование Microsoft Office в школе. – М., 2002.
- www.klimadiagramme.de
- Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6–9 классы). – М.: Просвещение, 1991.
- География России. Природа.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой “География России. Природа. 8 класс” / И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2007.