"День культуры еды" в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации, а в дошкольном образовательном учреждении приоритетное направление работы. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды. В последние года многими учеными стран мира отмечаются связь нерационального, нездорового питания детей и подростков с другими социально-психологическими проблемами подрастающего поколения (наркомания, курение, злоупотребление алкоголем, медикаментами).

Доказаны и прямые социальные последствия дефицита микронутриентов в питании детей: связь токсикомании с железодефицитным состоянием, нарушение осанки в результате недостаточного поступления кальция, влияния йодо-дефицита на умственные способности ребенка. Задача педагогов обеспечить систему образовательных и воспитательных воздействий, направленных на детей и их родителей для формирования у них основ правильного питания и осознанного отношения к своему здоровью.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Формируя у детей культуру питания, мы исходим из утверждения – “красивая еда не только возбуждает аппетит, но и дает нам возможность пережить удивительное чувство сродни тому, которое мы испытываем при взгляде на картины великих художников”.

Питание, как никакая другая область потребностей человека, зависит от сезонных изменений в природе. Задача педагога представить вещи и явления в следственно-причинной зависимости, которую ребенок познает сам. Один из аспектов работы в этом направлении знакомство детей с приправами, специями и пряностями. Оно связано с развитием вкусовых и обонятельных ощущений, взгляда на то, что вещества и продукты, потребляемы человеком, всегда влияют на состояние организма. (Приложение 1)

Предлагаемые нами материалы, часть работы по организации образовательного процесса, которая позволяет решать задачи формирования культуры питания у дошкольников в комплексе с задачами воспитания и развития.

План проведения “Дня культуры еды”

8.30–9.00 – Презентация сервировки стола и оформления блюд к завтраку в группах № _______

9.00–10.00 Занятия:

Старшая группа № ____ – “Овощи и фрукты – полезные продукты”.

Старшая группа № ____– “Знакомьтесь, пряные травы” (Приложение 1, Презентация 1, Приложение 3.)

Подготовительная группа № ____ – “Самая вкусная каша”.

Подготовительная группа № ____ – “Готовим салат”.

Подготовительная группа № ____ – “Красивая еда” – изготовление украшений для блюд из овощей и фруктов.

Беседа о традициях английского чаепития – группы № ______.

11.20–12.15 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в младших группах № _______.

12.30–12.45 – Проведение традиционных бесед во время подготовки к приему пищи в группах старшего дошкольного возраста.

12.00–13.00 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в группах старшего дошкольного возраста № _______.

(Приложение 2-фото)

Положение о проведении смотра-конкурса на лучшую сервировку стола

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение определяет цели и задачи смотра конкурса на лучшую сервировку стола.

1.2. Целью конкурса является развитие навыков культуры еды у детей дошкольного возраста, повышение творческого потенциала воспитателей и помощников воспитателей.

2. Участники конкурса.

2.1. В конкурсе участвуют педагогические коллективы всех возрастных групп.

3. Жюри конкурса.

3.1. Для оценки конкурсных работ в состав жюри входят члены педагогического коллектива, не участвующие в конкурсе, представители родительского сообщества.

4. Порядок организации и проведения конкурса.

4.1. Конкурс проводится в рамках “Дня культуры еды”.

4.2. Конкурс проводится в дух номинациях (сервировка стола к завтраку и обеду), участие педагогов одной или двух номинациях конкурса определяется в соответствии с личным желанием.

5. Сроки и порядок проведения конкурс

5.1. Конкурс проводится “____”_________года:

Номинация “ сервировка стола к завтраку” – 8.30–9.00

Номинация “сервировка к обеду” – 11.20–12.15

6. Критерии оценки

– Учет возрастных особенностей детей.
– Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
– Декоративные элементы в оформлении.
– Эстетичность.
– Творческая индивидуальность.
– Оригинальность идеи и используемых материалов.
– Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому питанию.
– Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с возрастом.

7. Подведение итогов и награждение победителей и призеров конкурса.

7.1. Победители награждаются грамотами дошкольного учреждения и памятными подарками.

Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к завтраку” (конкурс на лучшую сервировку стола).

Наименование критерия

Группа

       
1 Учет возрастных особенностей детей
(мах – 3 балла)
       
2 Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
(мах – 3 балла)
       
3 Декоративные элементы в оформлении
(мах – 5 балов)
       
4 Эстетичность (мах – 3 балла)        
5 Оригинальность идеи и используемых материалов (мах – 5 баллов)        
6 Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому питанию
(мах – 3 балла)
       
7 Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с возрастом
(мах – 5 баллов)
       

Подпись члена жюри.

Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к обеду” (конкурс на лучшую сервировку стола).

Наименование критерия Наименование группы
                   
1 Учет возрастных особенностей детей
(мах – 3 балла)
               
2 Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
(мах – 3 балла)
               
3 Декоративные элементы в оформлении
(мах – 5 балов)
               
4 Эстетичность (мах – 3 балла)                
5 Оригинальность идеи и используемых материалов (мах – 5 баллов)                
6 Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому питанию
(мах – 3 балла)
               
7 Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с возрастом
(мах – 5 баллов)
               

Подпись члена жюри.