Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации, а в дошкольном образовательном учреждении приоритетное направление работы. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды. В последние года многими учеными стран мира отмечаются связь нерационального, нездорового питания детей и подростков с другими социально-психологическими проблемами подрастающего поколения (наркомания, курение, злоупотребление алкоголем, медикаментами).
Доказаны и прямые социальные последствия дефицита микронутриентов в питании детей: связь токсикомании с железодефицитным состоянием, нарушение осанки в результате недостаточного поступления кальция, влияния йодо-дефицита на умственные способности ребенка. Задача педагогов обеспечить систему образовательных и воспитательных воздействий, направленных на детей и их родителей для формирования у них основ правильного питания и осознанного отношения к своему здоровью.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Формируя у детей культуру питания, мы исходим из утверждения – “красивая еда не только возбуждает аппетит, но и дает нам возможность пережить удивительное чувство сродни тому, которое мы испытываем при взгляде на картины великих художников”.
Питание, как никакая другая область потребностей человека, зависит от сезонных изменений в природе. Задача педагога представить вещи и явления в следственно-причинной зависимости, которую ребенок познает сам. Один из аспектов работы в этом направлении знакомство детей с приправами, специями и пряностями. Оно связано с развитием вкусовых и обонятельных ощущений, взгляда на то, что вещества и продукты, потребляемы человеком, всегда влияют на состояние организма. (Приложение 1)
Предлагаемые нами материалы, часть работы по организации образовательного процесса, которая позволяет решать задачи формирования культуры питания у дошкольников в комплексе с задачами воспитания и развития.
План проведения “Дня культуры еды”
8.30–9.00 – Презентация сервировки стола и оформления блюд к завтраку в группах № _______
9.00–10.00 Занятия:
Старшая группа № ____ – “Овощи и фрукты – полезные продукты”.
Старшая группа № ____– “Знакомьтесь, пряные травы” (Приложение 1, Презентация 1, Приложение 3.)
Подготовительная группа № ____ – “Самая вкусная каша”.
Подготовительная группа № ____ – “Готовим салат”.
Подготовительная группа № ____ – “Красивая еда” – изготовление украшений для блюд из овощей и фруктов.
Беседа о традициях английского чаепития – группы № ______.
11.20–12.15 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в младших группах № _______.
12.30–12.45 – Проведение традиционных бесед во время подготовки к приему пищи в группах старшего дошкольного возраста.
12.00–13.00 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в группах старшего дошкольного возраста № _______.
Положение о проведении смотра-конкурса на лучшую сервировку стола
1. Общие положения.
1.1 Настоящее Положение определяет цели и задачи смотра конкурса на лучшую сервировку стола.
1.2. Целью конкурса является развитие навыков культуры еды у детей дошкольного возраста, повышение творческого потенциала воспитателей и помощников воспитателей.
2. Участники конкурса.
2.1. В конкурсе участвуют педагогические коллективы всех возрастных групп.
3. Жюри конкурса.
3.1. Для оценки конкурсных работ в состав жюри входят члены педагогического коллектива, не участвующие в конкурсе, представители родительского сообщества.
4. Порядок организации и проведения конкурса.
4.1. Конкурс проводится в рамках “Дня культуры еды”.
4.2. Конкурс проводится в дух номинациях (сервировка стола к завтраку и обеду), участие педагогов одной или двух номинациях конкурса определяется в соответствии с личным желанием.
5. Сроки и порядок проведения конкурс
5.1. Конкурс проводится “____”_________года:
Номинация “ сервировка стола к завтраку” – 8.30–9.00
Номинация “сервировка к обеду” – 11.20–12.15
6. Критерии оценки
– Учет возрастных особенностей детей.
– Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки,
столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
– Декоративные элементы в оформлении.
– Эстетичность.
– Творческая индивидуальность.
– Оригинальность идеи и используемых материалов.
– Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому
питанию.
– Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с
возрастом.
7. Подведение итогов и награждение победителей и призеров конкурса.
7.1. Победители награждаются грамотами дошкольного учреждения и памятными подарками.
Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к завтраку” (конкурс на лучшую сервировку стола).
№ | Наименование критерия |
Группа |
|||
1 | Учет возрастных особенностей детей (мах – 3 балла) |
||||
2 | Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или
индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и
т.д. (мах – 3 балла) |
||||
3 | Декоративные элементы в оформлении (мах – 5 балов) |
||||
4 | Эстетичность (мах – 3 балла) | ||||
5 | Оригинальность идеи и используемых материалов (мах – 5 баллов) | ||||
6 | Соответствие элементов украшения возрасту детей и
требованиям к детскому питанию (мах – 3 балла) |
||||
7 | Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в
соответствии с возрастом (мах – 5 баллов) |
Подпись члена жюри.
Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к обеду” (конкурс на лучшую сервировку стола).
№ | Наименование критерия | Наименование группы | |||||||
1 | Учет возрастных особенностей детей (мах – 3 балла) |
||||||||
2 | Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или
индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и
т.д. (мах – 3 балла) |
||||||||
3 | Декоративные элементы в оформлении (мах – 5 балов) |
||||||||
4 | Эстетичность (мах – 3 балла) | ||||||||
5 | Оригинальность идеи и используемых материалов (мах – 5 баллов) | ||||||||
6 | Соответствие элементов украшения возрасту детей и
требованиям к детскому питанию (мах – 3 балла) |
||||||||
7 | Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в
соответствии с возрастом (мах – 5 баллов) |
Подпись члена жюри.