Цели:
- Образовательная: способствовать накоплению опыта по оперированию с величинами в процессе решения учебных задач, сформировать у обучающихся понятия “упорядоченный ряд”, ряд величин, построенных по возрастанию и убыванию;
- Развивающая: создать условия для вырабатывания умений проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружаемым миром, развивать математическую речь, навыки контроля и самоконтроля;
- Воспитательная: пробуждать познавательный интерес, создать условия для развития навыков сотрудничества при работе в парах, группах.
Структура урока
- Организационный момент
- Конструирование понятия
– постановка учебной задачи;
– формирование понятия. - Конкретизация способа составления упорядоченных рядов
– решение учебных задач в группах;
– представление результатов. - Минутка чистописания.
- Итоговая рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. В нашем классе много гостей. Покажем нашим гостям, что знают и умеют первоклассники. А ещё к нам в гости пришёл – Доктор Айболит.
II. Конструирование нового понятия.
Доктор Айболит нам на урок принёс свои лекарства (микстуры).
У учителя на столе сосуды разного объёма. У детей четыре полоски разной длины и разного цвета. Дети будут делать с полосками то же, что учитель с сосудами. Сосуды выстраиваются в порядке уменьшения их объёмов.
– С какой величиной работали? (Объёмом.)
– Что сделано? (Поставили сосуды по порядку.)
– Верно, сделали упорядоченный ряд.
– Покажите этот порядок с помощью длин полосок.
Далее на полосках записываются буквы. Это обозначение объёмов сосудов – ведь полоски замещают объёмы. Получается, например, такой ряд:
А, П, Н, К.
– Какой самый большой (маленький) объём?
– Какой объём меньше К? (Нет такого.)
– Больше А? (Нет такого)
– Какой объём больше П? (А)
– Меньше П? (Н и К)
– Какой объём задуман, если он больше К, но меньше П? (Н).
– Больше К, но меньше А?
– Ряд, в котором величины расположены от меньшей к большей является рядом по
возрастанию, а от большей к меньшей является рядом по убыванию.
III. Конкретизация способа построения упорядоченных рядов.
Ребята к нам пришла телеграмма
“Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!”“Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!”
Доктор должен отправиться в Африку. Но прежде чем он туда отправится, он должен подготовиться. Мы поможем ему в этом? (Да). Доктор любит порядок.
Работа в группах.
1-я группа.
Задание. Составить ряд чисел в порядке убывания.
На карточках записаны числа от 1 до 6. Если дети правильно выполняют задание, то после переворачивания карточек получается слово – АФРИКА.
2-я группа.
Сравнить отрезки на рисунке. Обозначить их буквам. Записать упорядоченный ряд по возрастанию длин.
3-я группа.
Сравнить площади Австралии, Африки и Евразии, путем наложения. Обозначить площади буквами и составить упорядоченный ряд по возрастанию.
4-я группа.
Сравнить массы животных, для определения правильной дозировки лекарств. Для этого использовать фигурки животных и чашечные весы. Составить упорядоченный ряд по убыванию масс.
5-я группа.
Сравнить объёмы коробок для упаковки лекарств. Обозначить объёмы буквами. Составить упорядоченный ряд по убыванию.
Все группы по очереди демонстрируют результаты своей работы. И так мы Доктору Айболиту помогли подготовиться к дальней дороге. А ещё упорядочивали величины по площади, объёму, массе, длине.
IV. Минутка чистописания.
Сосчитай животных, которые ждут Доктора Айболита. Если доктор вылечит 2 животных, то сколько ему останется вылечить, если вылечит 4, сколько ему останется вылечить?...
Выбрать из предложенных картинок правильное написание цифры 7. Записать в тетраде строчку из чисел 7. Подчеркнуть наиболее удачно написанные.
V. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Какой ряд называется упорядоченным по возрастанию, убыванию.
Покажите “+” , если на уроке вам было всё понятно, “–”, если не всё понятно.
До новых встреч!