Урок математики в 1-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: способствовать накоплению опыта по оперированию с величинами в процессе решения учебных задач, сформировать у обучающихся понятия “упорядоченный ряд”, ряд величин, построенных по возрастанию и убыванию;
  • Развивающая: создать условия для вырабатывания умений проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружаемым миром, развивать математическую речь, навыки контроля и самоконтроля;
  • Воспитательная: пробуждать познавательный интерес, создать условия для развития навыков сотрудничества при работе в парах, группах.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Конструирование понятия
    – постановка учебной задачи;
    – формирование понятия.
  3. Конкретизация способа составления упорядоченных рядов
    – решение учебных задач в группах;
    – представление результатов.
  4. Минутка чистописания.
  5. Итоговая рефлексия.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. В нашем классе много гостей. Покажем нашим гостям, что знают и умеют первоклассники. А ещё к нам в гости пришёл – Доктор Айболит.

II. Конструирование нового понятия.

Доктор Айболит нам на урок принёс свои лекарства (микстуры).

У учителя на столе сосуды разного объёма. У детей четыре полоски разной длины и разного цвета. Дети будут делать с полосками то же, что учитель с сосудами. Сосуды выстраиваются в порядке уменьшения их объёмов.

– С какой величиной работали? (Объёмом.)
– Что сделано? (Поставили сосуды по порядку.)
– Верно, сделали упорядоченный ряд.
– Покажите этот порядок с помощью длин полосок.

Далее на полосках записываются буквы. Это обозначение объёмов сосудов – ведь полоски замещают объёмы. Получается, например, такой ряд:

А, П, Н, К.

– Какой самый большой (маленький) объём?
– Какой объём меньше К? (Нет такого.)
– Больше А? (Нет такого)
– Какой объём больше П? (А)
– Меньше П? (Н и К)
– Какой объём задуман, если он больше К, но меньше П? (Н).
– Больше К, но меньше А?
– Ряд, в котором величины расположены от меньшей к большей является рядом по возрастанию, а от большей к меньшей является рядом по убыванию.

III. Конкретизация способа построения упорядоченных рядов.

Ребята к нам пришла телеграмма

“Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!”

“Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!”

Доктор должен отправиться в Африку. Но прежде чем он туда отправится, он должен подготовиться. Мы поможем ему в этом? (Да). Доктор любит порядок.

Работа в группах.

1-я группа.

Задание. Составить ряд чисел в порядке убывания.

На карточках записаны числа от 1 до 6. Если дети правильно выполняют задание, то после переворачивания карточек получается слово – АФРИКА.

2-я группа.

Сравнить отрезки на рисунке. Обозначить их буквам. Записать упорядоченный ряд по возрастанию длин.

 

3-я группа.

Сравнить площади Австралии, Африки и Евразии, путем наложения. Обозначить площади буквами и составить упорядоченный ряд по возрастанию.

4-я группа.

Сравнить массы животных, для определения правильной дозировки лекарств. Для этого использовать фигурки животных и чашечные весы. Составить упорядоченный ряд по убыванию масс.


5-я группа.

Сравнить объёмы коробок для упаковки лекарств. Обозначить объёмы буквами. Составить упорядоченный ряд по убыванию.

Все группы по очереди демонстрируют результаты своей работы. И так мы Доктору Айболиту помогли подготовиться к дальней дороге. А ещё упорядочивали величины по площади, объёму, массе, длине.

IV. Минутка чистописания.

Сосчитай животных, которые ждут Доктора Айболита. Если доктор вылечит 2 животных, то сколько ему останется вылечить, если вылечит 4, сколько ему останется вылечить?...

Выбрать из предложенных картинок правильное написание цифры 7. Записать в тетраде строчку из чисел 7. Подчеркнуть наиболее удачно написанные.

V. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какой ряд называется упорядоченным по возрастанию, убыванию.

Покажите “+” , если на уроке вам было всё понятно, “–”, если не всё понятно.

До новых встреч!